11 июня.
Тарелка номер семнадцать
Салат с боевой раскраской
Сегодня я буду бегать за курицей. Точнее, за петухом.
В редакцию принесли пеструю, с преобладанием желтого, открытку: "Приглашаем Вас принять участие в уникальном мероприятии! Впервые в Москве состоится Первый Международный Чемпионат по куриным бегам на приз "Ростик'с", посвященный Дню Независимости России! Первыми участниками беспрецедентного состязания станут сборные команды, представленные ведущими печатными изданиями, радиостанциями и телеканалами! Такого еще никто никогда не видел! Поддержим наших!".
И на обороте: "Независимость государства начинается с независимых СМИ и независимых поступков!"
Вот так-то, господа хорошие! Независимое государство начинается, оказывается, с куриных бегов. И точка. Мне по этому поводу вспомнился рекламный ролик Pizza Hat с М.С. Горбачевым в главной роли. Там посетители пиццерии кричали, увидев в ней бывшего президента СССР: "Теперь у нас есть демократия! Теперь у нас есть Pizza Hat!". Конечно, чистые и светлые заведения западных фаст-фудов лучше грязных советских пельменных и блинных. Но все-таки Божий дар не надо путать с яичницей.
Проходить соревнование в честь Дня независимости будет так (организаторы снабдили пресс-релизом): "После стартового сигнала, помощник бегуна должен помочь выбраться куренку из специальной коробки и направлять его всеми доступными средствами (за исключением тех, которые способны нанести вред здоровью бегуна) к финишу по индивидуальной дорожке. Ассистент, стоя на противоположном конце дорожки, должен заманивать бегуна отборным просом. Когда же бегун достигнет финиша, оба участника команды должны помочь ему забраться обратно в коробку - это и будет считаться окончанием забега <…> Боевая раскраска команд и группы поддержки приветствуется!".
Конечно, куриные бега гораздо зрелищнее тараканьих. Но, по-моему, одинаково бессмысленны. Вы усмехнетесь: это пиар! Ну, да. Сеть "Ростик'с", где торгуют жареными кусками курицы, решила напомнить о себе. Хотя логичнее было бы, если б борзописцы ведущих СМИ гоняли уток. Надо подкинуть эту идею какому-нибудь китайскому ресторану. С последующим коллективным поеданием утки по-пекински. Ведь чем бредовее, нелепее идея "уникального мероприятия", тем легче найти под нее спонсоров и нагнать телекамер…
*
Все больше убеждаюсь в великой силе пиара. Возьмите всем известный дуэт двух малолеток. Понятно, что с голосами и прочей хореографией у барышень проблематично. Однако тиражи синглов, продающихся на Западе и на Востоке, впечатляют. Как сказала бы Земфира Рамазанова, датчики шкалят. В далеком от мировых столиц хорватском ресторанчике на берегу Адриатики, куда несколько дней назад завалился я с парочкой коллег, официант полюбопытствовал: "Поляки?" - "Нет, русские". "О, "Тату"!" - обрадовался он.
![Тату](/articles/rus/2003/columns/vladsalat/images/tatu.jpg)
Раньше нашу страну ассоциировали с Гагариным, Солженицыным, Барышниковым и Горби. Теперь вот с "татушками". Не знаю, как вам, а мне за державу… не обидно! Уж лучше две псевдолесбиянки, чем пресловутые братки или полоумный Жириновский. Если западные акулы шоу-биза, опомнившись, не перекроют Ивану Шаповалову (кстати, в недавнем прошлом копирайтеру) кислород, то Лена и Юля на какое-то время обгонят многих всемирных суперстар'с.
![Иван Шаповалов](/articles/rus/2003/columns/vladsalat/images/poval.jpg)
Понятно, что успех "Тату" недолговечен: зрелые, а тем более пожилые девицы с "розовым" имиджем уже не проканают. Кому сейчас интересен пузатенький и лысенький, а главное - не такой голосистый, как в детстве, Робертино Лоретти. Надо стричь "капусту", пока юношескую припухлость не сменил целлюлит. Или… придумывать иные пиар-ходы.
*
Вчера одна коллега сообщила (как это обычно и бывает, в застолье), что ее приятели собираются начать выпускать журнал о похоронном бизнесе. Нашли, блин, нишу! Называться издание будет "Такова жизнь". Придумай, говорит, им слоган. Спасибо, отвечаю, как-нибудь без меня. А сам вспомнил старый, ставший классикой девиз американской похоронной индустрии. Он не лишен изящества: "Вы умираете, мы делаем все остальное".
Заговорив о memento mori, вспомнили братьев Стерлиговых. Ровно год назад они начали рекламную кампанию своей новой фирмы. В столице появились щиты: "Душистые гробы из свежего кедра", "Вы поместитесь в наши гробики без диеты и аэробики", "Куда мчишься, Колобок? - Спешу купить себе гробок". И тому подобное.
![Гробовая контора братьев Стерлиговых](/articles/rus/2003/columns/vladsalat/images/grob.jpg)
Но что-то больше не слышно про эту гробовую контору. Неужели сдохла? Или дела идут настолько мармеладно, что Стерлиговы в рекламе больше не нуждаются?
*
Кстати, страсть к рифмованным слоганам продолжает одолевать отечественных креаторов. Не зря же Теннесси Уильямс сказал, что все лучшие поэты наших дней работают в рекламных агентствах. На днях прочитал у Савеловского вокзала, в самом эпицентре столичного шума, такое вот послание городу и миру: "Теперь я снова жизни рад, мне слух вернул слуховой аппарат!"
Ну, слух он автору, допустим, и вернул, а вот поэтического чутья не прибавил. Хромает стишок-то. Медведь на ухо наступил. Хотя, знамо дело, встречались на моем жизненном пути нескладушки-неладушки и похлеще.
*
И напоследок - о поэтах.
Самым сильным эстетическим впечатлением последних недель для меня остается открытие Киевского международного фестиваля рекламы. Его директор, мой добрый товарищ Максим Лазебник поимел в качестве "специальных гостей" московских авторов из Ордена куртуазных маньеристов и группу "Бахыт-компот". Лазебник - человек, безусловно, просвещенный и начитанный, но с трудами маньеристов явно знаком не был. К тому же предложили ему этих артистов "на шару", то есть, даром, безвозмездно. Один из спонсоров фестиваля вывез Вадима Степанцова со товарищи в Киев для сольного выступления в неком клубе, а заодно и попросил ребят выступить на открытии рекламного форума. Ну, ребята и выступили. Апофеозом стало чтение собственных стихов поэтом Константэном (именно так!) Григорьевым. Да, забыл сказать, что проходила церемония на небольшом стадиончике, под открытым небом.
![Константэном Григорьев и переводчица](/articles/rus/2003/columns/vladsalat/images/grig.jpg)
Поэт Григорьев удобрил свои тексты таким количеством сочной ненормативной лексики, что почтенные рекламные деятели, съехавшиеся со всего, как говорит Верка Сердючка, дорогого СНГ, чуть с трибун не попадали. Но самый прикол был, когда вдоволь усладив народ своим матом-перематом, столичный стихотворец пригласил вдруг свою… украинскую переводчицу. Вышла такая, прости Господи, "Леся Украинка" и на ридной мове (для тех, кто не понял или для львовских националистов) прочитала тот же куртуазный текст со всеми "б", "х" и "п".
…Да, господин Янковский! (Это я уже обращаюсь к президенту ММФР).
![Янковский](/articles/rus/2003/columns/vladsalat/images/yank.jpg)
Чего и не хватает вашему скучному Московскому фесту, где каждый год испытываешь ощущение deja vu, так это подобного скандала. "Тату" бы что ли пригласили или предложили делегатам побегать за "ростиковскими" курями. В полной боевой раскраске…