|
27 февраля
Тарелка номер два
Салат из артистов
Иногда жалею, что не актер. То есть, конечно, я - актер (вспомните
Шекспира), но не профессиональный. Приходится играть на подмостках
жизни, кривляться на листе бумаги, самовыражаться на клавиатуре.
А с этого какие коврижки - ни поклонниц у служебного входа, ни
аплодисментов. Про букеты даже не заикаюсь… Мой друг-закадыка,
рекламный режиссер Слава Бубнов, уже сто лет обещает задействовать
меня в каком-нибудь ролике - на заднем плане. Ролики печет, как
блины, но без меня. То Семчев у него, то Волочкова. Я ворчу, а
он смеется: "Старик, да тебя в Москве не было! Мой ассистент
звонил-звонил, а у тебя телефон заблокирован". Ну-ну, когда
Бубнову хочется выпить пива в интеллектуальном обществе, абонент
почему-то всегда в зоне доступа!
*
Если б я был популярным артистом (а то каким же!), то охотно бы
снимался в рекламе. Как Николай Фоменко. Торговал бы своим фэйсом
без всякого: "Ой, ну о чем вы говорите! Чтобы я, такой нежный…"
К черту кокетство! Да здравствует здоровый цинизм! Если уж великий
Смоктуновский не побрезговал (в моей коллекции есть ролик с его
участием), если Пугачева засветилась со своими духами-туфлями-чипсами,
то прочим этуалям даже рот открывать на эту тему не стоит…
Ведь что такое для артиста реклама? Пять минут позора и - обеспеченная
старость. О старости мне думать рано, а вот потребности молодого
организма удовлетворил бы охотно. Но бодливой корове Бог рогов
не дал.
*
Лучше, конечно, быть популярным американским артистом - у них
гонорары куда как жирнее. Читаешь иногда в рубрике "Их нравы",
что какой-нибудь голливудский секс-символ, тот же Ди Каприо, заключил
контракт на "лимон" и теперь будет втюхивать японцам
рисовую лапшу, и локти хочется кусать от зависти...
*
Несколько лет уже я тихонечко занимаюсь книжкой о звездах в рекламе.
Общаюсь на эту тему с разными достойными людьми, собираю факты.
Называться произведение будет "Короли и капуста". Оба
слова - в кавычках. Короче, трындеть на эту тему могу долго и
увлеченно. Однако из всех возможных поворотов сюжета сегодня вычленим
один: ответственность знаменитых персон за то, что они делают
в рекламном бизнесе.
Должна ли приглашенная звезда отвечать за что-то, кроме как профессионально
выполненной актерской работы? За то, что банк, который звезда
рекламировала с пеной у рта, в одно прекрасное утро лопнул, что
кофе, оказался помоями, а гадалка совсем не такой крутой, как
было обещано? Или не должна, даже если рекомендует что-то от своего
собственного лица? И это проблема рекламодателей, рекламистов.
*
Актер Эммануил Виторган попал недавно в некрасивую историю. Он
снялся в рекламе препарата против алкоголизма. Знаете, есть такие
за три копейки слепленные ролики, которые крутят по дециметровым
каналам. Журналист допытывается у артиста: "Все же вы рекламировали
определенный коммерческий продукт. То есть брали ответственность
за его качество…" Виторган соглашается: "Конечно, ответственность
была. И были звонки, дескать, "мы купили на последние деньги,
а человеку не помогло". Но, очевидно, это не панацея для
всех. Был страшнее вариант. Позвонила женщина и сказала: "Как
вы могли это сделать!" А дело в том, что в рекламе показали
молодого человека в гробу, вроде как он умер от алкоголизма. Оказалось,
это молодой парень, которого убили в армии. И эти дураки, которые
монтировали, откуда-то выдернули видеоряд. Позвонила мама этого
мальчика, вся в слезах, говорит: "Ко мне пришла соседка,
сказала: "Что же ты, сволочь, торгуешь сыном!" Но я
же не виноват в этом!"
*
И вот вам вопрос: виноват или нет? Должен ли актер посмотреть
смонтированный ролик? Спросить: откуда и что? Должен ли поинтересоваться
статистикой: многим ли помог данный препарат?
Или положил конверт в карман, а там хоть трава не расти?
Понятно, когда в некие сомнительные проекты влезают никому неизвестные
провинциальные комедианты вроде Владимира Пермякова (Леня Голубков).
Но когда легендарная Наталья Фатеева рекламирует подозрительную
контору, где занимаются целительством и тому подобным "верну
мужа", когда любимец публики 80-летний Михаил Пуговкин прославляет
средство для мужской силы, снимаясь в компании молодых кобылиц,
это удивляет. Ведают ли они, что творят?
*
"Странные люди, эти актеры. Да и люди ли они?".
Так говорил Андрей Тарковский.
*
Актеры как дети: наивны, хвастливы, то лживы, то патологически
честны. Никто ведь не заставлял Виторгана обнародовать для читателей
массовой газеты эту достоевщину с гробом и телефонным звонком
от рыдающей матери. Случай так бы и остался горьким достоянием
горстки посвященных. А вот нет! "Не виноват я! Эти дураки,
которые монтировали…" Ну и где те суки-рекламщики? Они за
кадром. А на экране - пожилой народный артист, в прошлом - красавец-мужчина.
И убитый в армии парень, оклеветанный после смерти.
*
После того, как М.С. Горбачев неожиданно снялся в рекламе ресторана
"Пицца-Хат", Independent написала: "Когда-то ты
менял историю, заканчивал "холодную войну", сносил Берлинскую
стену и спал с ядерным чемоданчиком под подушкой. А сегодня ты
снимаешься в рекламе ресторанов быстрого обслуживания, как какая-нибудь
Памела Андерсон". Еще жестче высказалась The Guardian: "В
рекламе Pizza Hut Горбачев сыграл роль ветчины".
Нет, не хотел бы я быть ветчиной.
*
У того же Виторгана была очень симпатичная работа у режиссера
Чеважевского: в серии роликов для одной страховой компании, где
артист изображал то пожарного, то милиционера, то подводника.
Он бросал вверх масло с хлебом и повторял, что бутерброд всегда
падает маслом вниз, маслом вниз, маслом вниз… Вот бы и продолжал
играть, говоря чужой текст в чужой маске. Зачем выступать от своего
имени?
*
В феврале 2000 года Вахтанг Кикабидзе говорил в интервью: "Одна
фирма обратилась ко мне с просьбой рекламировать их лекарство
от импотенции. Мне предлагали очень большие деньги. Но я отказался.
Я не такой человек. У меня есть работа, моя жизнь на сцене и этим
я живу".
И вот прошло два года. Обаятельно улыбаясь с экрана, всеми любимый
летчик Мимино рекламирует циркониевый браслет, который он якобы
возит страдающим от давления друзьям и друзьям друзей. "Стал
как бандероль на двух ногах". Текст живой, Кикабидзе органичный.
Только зачем говорить после журналюгам, что, конечно, сам он этим
цирконием не пользуется и никому ничего не привозит?! Или нет
иной работы, и жизнь на сцене подошла к концу?..
*
Печально это все. Надо позвонить Бубнову. Время пить пиво. Как
говорил один из персонажей Островского (в пьесе "Волки и
овцы", если не ошибаюсь), мы - артисты, наше место - в буфете.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|