|
24 июля.
Тарелка номер двадцать три
Салат с Сергеем Рыбаком
Когда кого-нибудь (пусть даже и меня) называют "лучшим журналистом, пишущим о рекламе", скептическая улыбка появляется на моих губах.
Журналистика, как и реклама, - тот же теннис. Еще вчера ты был первой ракеткой мира, а сегодня под улюлюканье трибун вылетел в первом круге заштатного турнира, уступив невразумительному дебютанту с wild card. А вот завтра, как какой-нибудь списанный в утиль Горан Иванишевич, вдруг выиграешь Уимблдон. В общем, не профессия, а кромешный up & down. И каждое утро приходится начинать с нуля…
И, тем не менее, долой скромность! Как сказал классик, "нас мало, нас, может быть, четверо". И, на мой взгляд, в эту четверку или пятерку ведущих рекламных журналистов при любом раскладе входит 29-летний Сергей Рыбак, корреспондент газеты "Ведомости".
Есть что-то ненормальное в том, что один журналист берет интервью у другого. Вот
и Рыбак удивился, когда я предложил ему встретиться и поговорить. На самом-то
деле, что же тут странного? Осведомленный рекламный обозреватель из солидного
делового издания (не подумайте плохого, это я о Сергее) - одна из заметных и влиятельных
фигур рынка. Четвертая власть.
…Утро. Середина недели. Кофейня на "Соколе".
Как и следовало ожидать, не успел я и рта открыть, а Рыбак уже сам обрушил град вопросов: "Ну и как тебе итоги последних Канн?.. Согласись, ужасный плакат получил Гран-при! Чудовищный! Как они выбрали его? Просто непонятно… А как тебе сам фестиваль?". Я в ответ что-то быстренько бла-бла-бла про Cannes Lions и беру инициативу свои руки.
- Тебе часто "сливают" информацию? Вообще, откуда берутся темы? Где ты их
находишь?
- Честно тебе скажу, я очень не люблю торчать в офисе. Не люблю, сидя на заднице,
смотреть в монитор, звонить по телефонам. И очень люблю ходить. С утра - одна-две
встречи. Посмотрел людям в глаза, пообщался и, благодаря этому, появляются совершенно
неожиданные новости. Почти всем интересно говорить о своем бизнесе и сплетничать
о чужом, о том, что происходит у друзей или конкурентов… Нередко в редакцию звонят
или приходят разные непонятные люди, в том числе недовольные клиенты, приносят
какие-то документы. Разумеется, я стараюсь фильтровать информацию, проверять источники.
Ведь порой в этих бумагах - судьба целой компании. Интуиция играет последнюю роль
- это все-таки ремесло. Главное - элементарная проверка. На нее тратится масса
времени. И очень много "слива" в итоге выкидывается.
- А гонорар за молчание предлагают?
- Бывает, что намекают. Или говорят прямым текстом: это лучше не печатать, а вот
это - напечатать за деньги. Или за большие деньги. К подобному надо спокойно относиться
- издержки ремесла… Так что у меня по-прежнему двухкомнатная квартира, оставленная
родителями, и пиво я пью отечественного производства!
- А часто тебе звонят и пишут эти то сладкие, то наглые, но жутко приставучие
девочки - менеджеры по пиар? И можно ли на тебя надавить и уболтать, чтоб в "Ведомостях"
появилась заметка о том или ином событии, персонаже?
- Я всегда старюсь быть гибким, но если информация скучная, тут уж меня ничем
не возьмешь. А если интересная, то делаю все, чтоб убедить редактора, чтоб она
попала на полосу. Последний пример - новость про то, что одна российская компания,
чтобы увеличить продажи, стала клеить на бутылочки со слабоалкогольными коктейлями
презервативы. У нас от нее отбрыкивались: что за новость? Все посчитали ее "мультфильмом",
несерьезной для "Ведомостей". Газета пишет про ЮКОС и вдруг - какие-то коктейли
с кондомами. Я приложил усилия, убедил, что это интересно и важно для молодого
читателя: как правило, молодежь после употребления коктейлей занимается сексом.
Что это пример кросс-промоушна. В итоге заметка попала на первую полосу. Но часто
мне совсем не хочется ничего делать ради какой-нибудь информации, где даже фигурируют
серьезные контракты или серьезные бюджеты, но читателям она будет скучна.
- Почему ты пишешь о рекламе?
- Влад, а о чем писать?! О нефти? О ней и так пишут все... Реклама не оставляет
равнодушным никого, это объект любви и ненависти. Когда я еще был студентом и
ходил в университетскую библиотеку, то регулярно читал журнал "Америка". Он всегда
писал, как правильно должен быть устроен бизнес. И меня очень цепляли эти оптимистичные,
красивые статьи о том, как создаются легенды, как раскручиваются брэнды. Во многом
под их влиянием я и занялся этой темой.
- Понятно. Тлетворное влияние Запада! А как ты оказался в "Ведомостях" и
вообще в нашей второй древнейшей профессии?
- Я начал работать в 1994 году, в "Независимой газете". Писал про политику, брал
интервью у всяких Лившицев. Это быстро надоело: скучно. И я уехал на два месяца
учиться в Голландию, благодаря чему стал смотреть на многое по-другому. Жизнь
в Европе, путешествие автостопом, обращение к сомнительным западным ценностям
- бары, трава и так далее - все это сильно меняет людей.
- Как - бары? А музей Рембрандта?
- Ну, это первое место, куда я отправился прямо из аэропорта!.. Вернувшись
в Москву, стал работать в газете "Капитал". Он только-только начинался. Это была
первая газета на русском языке, издаваемая Independent Media. Там я и стал писать
о потребительском рынке и рекламе.
- Жаль, что "Капитал" умер. Одно время я был его прилежным читателем…
- Он не умер, а скорее преобразовался в "Ведомости"… А я после его закрытия на
какое-то время перебрался в журнал "Компания", где мы пытались издавать приложение
"Рекламная кампания". Это был, по-моему, 98-й год. Проработал я там символические
девять месяцев. Идея ничем не увенчалась, кроме того, что я познакомился со многими
рекламистами и стал понимать специфику рекламного рынка. И тогда же начал писать
для международного издания Advertising Age. Писал о России. Писал достаточно много.
- Сейчас продолжаешь?
- Бросил в конце прошлого года: они серьезно порезали бюджеты, сократили штат.
Писать туда стало невыгодно.
- А в "Ведомостях" ты с первого дня?
- Да, один из немногих. И помимо рекламы, пишу про пиво, про молоко и потребительские
товары.
- Любой хороший журналист - это еще и профессиональный читатель. Что ты
читаешь? Что посоветуешь читать?
- "Индустрию рекламы". По-моему, сейчас это лучшее издание о рекламе. Наиболее
яркое и здоровое. Читаю "Коммерсантъ". В отличие от нас, они весело пишут про
культуру, политику, бизнес. И какие-то глянцевые журналы вроде Maxim.
- Почему рекламисты нередко жалуются, что у нас плохая рекламная пресса,
ленивая и нелюбопытная?
- А это проблема кадров. Видимо, у нас плохие журналисты. Хотя я, на самом деле,
не слышал жалоб. По-моему, болезнь специализированных изданий в том, что они не
фильтруют новости, в результате появляются какие-то странные сообщения, что небольшое
рекламное агентство выиграло конкурс на печать какого-то буклета. Это никому на
фиг не нужно!.. Я думаю, что со временем количество подобных рекламных листков
сократится до двух-трех, они перестанут быть хобби издателей, превратятся в нормальный
бизнес.
- Какая-нибудь твоя заметка производила эффект разорвавшейся бомбы? Ну,
или хотя бы наделала шуму?
- Когда я только начинал писать о рекламе, одно из крупнейших агентств потеряло
из-за меня клиента, одного из крупнейших игроков на рынке соков и молока. Не могу
их назвать, поскольку я и сейчас с ними работаю. Это был 99-й год, когда отечественные
компании начали поднимать голову, оставаясь при этом довольно закрытыми. И в "Компании"
за моей подписью появилась невинная заметка из трех абзацев о том, что такая-то
компания собирается работать с таким-то агентством. И был озвучен бюджет. После
чего герои заметки стали выяснять источник утечки информации, показывать друг
на друга пальцами, поругались. А бюджет был около $500 000. В итоге клиент ушел
к другому агентству, и дела у него идут хорошо.
- А тебя из-за этого никто не поджидал в подворотне со ржавой трубой?
Окончание интервью читайте завтра.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|