Когда кого-нибудь (пусть даже и меня) называют "лучшим журналистом, пишущим о рекламе", скептическая улыбка появляется на моих губах.
Журналистика, как и реклама, - тот же теннис. Еще вчера ты был первой ракеткой мира, а сегодня под улюлюканье трибун вылетел в первом круге заштатного турнира, уступив невразумительному дебютанту с wild card. А вот завтра, как какой-нибудь списанный в утиль Горан Иванишевич, вдруг выиграешь Уимблдон. В общем, не профессия, а кромешный up & down. И каждое утро приходится начинать с нуля…
И, тем не менее, долой скромность! Как сказал классик, "нас мало, нас, может быть, четверо". И, на мой взгляд, в эту четверку или пятерку ведущих рекламных журналистов при любом раскладе входит 29-летний Сергей Рыбак, корреспондент газеты "Ведомости".
Есть что-то ненормальное в том, что один журналист берет интервью у другого. Вот
и Рыбак удивился, когда я предложил ему встретиться и поговорить. На самом-то
деле, что же тут странного? Осведомленный рекламный обозреватель из солидного
делового издания (не подумайте плохого, это я о Сергее) - одна из заметных и влиятельных
фигур рынка. Четвертая власть.
…Утро. Середина недели. Кофейня на "Соколе".
Как и следовало ожидать, не успел я и рта открыть, а Рыбак уже сам обрушил град вопросов: "Ну и как тебе итоги последних Канн?.. Согласись, ужасный плакат получил Гран-при! Чудовищный! Как они выбрали его? Просто непонятно… А как тебе сам фестиваль?". Я в ответ что-то быстренько бла-бла-бла про Cannes Lions и беру инициативу свои руки.
- Тебе часто "сливают" информацию? Вообще, откуда берутся темы? Где ты их
находишь?
- Честно тебе скажу, я очень не люблю торчать в офисе. Не люблю, сидя на заднице,
смотреть в монитор, звонить по телефонам. И очень люблю ходить. С утра - одна-две
встречи. Посмотрел людям в глаза, пообщался и, благодаря этому, появляются совершенно
неожиданные новости. Почти всем интересно говорить о своем бизнесе и сплетничать
о чужом, о том, что происходит у друзей или конкурентов… Нередко в редакцию звонят
или приходят разные непонятные люди, в том числе недовольные клиенты, приносят
какие-то документы. Разумеется, я стараюсь фильтровать информацию, проверять источники.
Ведь порой в этих бумагах - судьба целой компании. Интуиция играет последнюю роль
- это все-таки ремесло. Главное - элементарная проверка. На нее тратится масса
времени. И очень много "слива" в итоге выкидывается.
- А гонорар за молчание предлагают?
- Бывает, что намекают. Или говорят прямым текстом: это лучше не печатать, а вот
это - напечатать за деньги. Или за большие деньги. К подобному надо спокойно относиться
- издержки ремесла… Так что у меня по-прежнему двухкомнатная квартира, оставленная
родителями, и пиво я пью отечественного производства!
- А часто тебе звонят и пишут эти то сладкие, то наглые, но жутко приставучие
девочки - менеджеры по пиар? И можно ли на тебя надавить и уболтать, чтоб в "Ведомостях"
появилась заметка о том или ином событии, персонаже?
- Я всегда старюсь быть гибким, но если информация скучная, тут уж меня ничем
не возьмешь. А если интересная, то делаю все, чтоб убедить редактора, чтоб она
попала на полосу. Последний пример - новость про то, что одна российская компания,
чтобы увеличить продажи, стала клеить на бутылочки со слабоалкогольными коктейлями
презервативы. У нас от нее отбрыкивались: что за новость? Все посчитали ее "мультфильмом",
несерьезной для "Ведомостей". Газета пишет про ЮКОС и вдруг - какие-то коктейли
с кондомами. Я приложил усилия, убедил, что это интересно и важно для молодого
читателя: как правило, молодежь после употребления коктейлей занимается сексом.
Что это пример кросс-промоушна. В итоге заметка попала на первую полосу. Но часто
мне совсем не хочется ничего делать ради какой-нибудь информации, где даже фигурируют
серьезные контракты или серьезные бюджеты, но читателям она будет скучна.
- Почему ты пишешь о рекламе?
- Влад, а о чем писать?! О нефти? О ней и так пишут все... Реклама не оставляет
равнодушным никого, это объект любви и ненависти. Когда я еще был студентом и
ходил в университетскую библиотеку, то регулярно читал журнал "Америка". Он всегда
писал, как правильно должен быть устроен бизнес. И меня очень цепляли эти оптимистичные,
красивые статьи о том, как создаются легенды, как раскручиваются брэнды. Во многом
под их влиянием я и занялся этой темой.
- Понятно. Тлетворное влияние Запада! А как ты оказался в "Ведомостях" и
вообще в нашей второй древнейшей профессии?
- Я начал работать в 1994 году, в "Независимой газете". Писал про политику, брал
интервью у всяких Лившицев. Это быстро надоело: скучно. И я уехал на два месяца
учиться в Голландию, благодаря чему стал смотреть на многое по-другому. Жизнь
в Европе, путешествие автостопом, обращение к сомнительным западным ценностям
- бары, трава и так далее - все это сильно меняет людей.
- Как - бары? А музей Рембрандта? - Ну, это первое место, куда я отправился прямо из аэропорта!.. Вернувшись
в Москву, стал работать в газете "Капитал". Он только-только начинался. Это была
первая газета на русском языке, издаваемая Independent Media. Там я и стал писать
о потребительском рынке и рекламе.
- Жаль, что "Капитал" умер. Одно время я был его прилежным читателем…
- Он не умер, а скорее преобразовался в "Ведомости"… А я после его закрытия на
какое-то время перебрался в журнал "Компания", где мы пытались издавать приложение
"Рекламная кампания". Это был, по-моему, 98-й год. Проработал я там символические
девять месяцев. Идея ничем не увенчалась, кроме того, что я познакомился со многими
рекламистами и стал понимать специфику рекламного рынка. И тогда же начал писать
для международного издания Advertising Age. Писал о России. Писал достаточно много.
- Сейчас продолжаешь?
- Бросил в конце прошлого года: они серьезно порезали бюджеты, сократили штат.
Писать туда стало невыгодно.
- А в "Ведомостях" ты с первого дня?
- Да, один из немногих. И помимо рекламы, пишу про пиво, про молоко и потребительские
товары.
- Любой хороший журналист - это еще и профессиональный читатель. Что ты
читаешь? Что посоветуешь читать?
- "Индустрию рекламы". По-моему, сейчас это лучшее издание о рекламе. Наиболее
яркое и здоровое. Читаю "Коммерсантъ". В отличие от нас, они весело пишут про
культуру, политику, бизнес. И какие-то глянцевые журналы вроде Maxim.
- Почему рекламисты нередко жалуются, что у нас плохая рекламная пресса,
ленивая и нелюбопытная?
- А это проблема кадров. Видимо, у нас плохие журналисты. Хотя я, на самом деле,
не слышал жалоб. По-моему, болезнь специализированных изданий в том, что они не
фильтруют новости, в результате появляются какие-то странные сообщения, что небольшое
рекламное агентство выиграло конкурс на печать какого-то буклета. Это никому на
фиг не нужно!.. Я думаю, что со временем количество подобных рекламных листков
сократится до двух-трех, они перестанут быть хобби издателей, превратятся в нормальный
бизнес.
- Какая-нибудь твоя заметка производила эффект разорвавшейся бомбы? Ну,
или хотя бы наделала шуму?
- Когда я только начинал писать о рекламе, одно из крупнейших агентств потеряло
из-за меня клиента, одного из крупнейших игроков на рынке соков и молока. Не могу
их назвать, поскольку я и сейчас с ними работаю. Это был 99-й год, когда отечественные
компании начали поднимать голову, оставаясь при этом довольно закрытыми. И в "Компании"
за моей подписью появилась невинная заметка из трех абзацев о том, что такая-то
компания собирается работать с таким-то агентством. И был озвучен бюджет. После
чего герои заметки стали выяснять источник утечки информации, показывать друг
на друга пальцами, поругались. А бюджет был около $500 000. В итоге клиент ушел
к другому агентству, и дела у него идут хорошо.
- А тебя из-за этого никто не поджидал в подворотне со ржавой трубой?
Окончание интервью читайте завтра.
Разместить:
24.07.2003 12:52Andres
Самое интересное оставили на завтра, хороший ход ;-)
24.07.2003 13:06yan
да... за упущенные поллимона по головке не погладят. хотя реакция очень странная. разве, только учитывая, что было это давно. журналистская кухня - интересная тема. никто толком не знает, что у вас там делается и как вы делаете из людей героев.
24.07.2003 13:33Max
Сергей жив, и пишет отлично! Так что ржавые трубы отдыхают. Мое мнение.
24.07.2003 13:41
2 yan
чаще мы делаем из людей не героев, а наоборот, хы
какие в бизнесе герои? каждый дерется за свой интерес
в большинстве случаев со стороны бизнес больше всего похож на собачью свару, а не на рыцарский турнир :-)
24.07.2003 13:53Писец, да на дуде игрец
Да, статья про коктейли с резиной - самый яркий рекламный материал первого полугодия этого года. Только вот продукции этой не встречал. :(((
А на "нефтяников" зря наехал. О нефти тоже можно с любовью писать !:)
И самое интересное, что г-н Рыбак читает:
Maxim! А где же корпоративная этика, а??? Менс Хелс и FHM читать нужно, совсем распустилась пресса.
ИМХО, а Ведомости в тыщу раз лучше Ъ. И это мое мнение подкрепилось после сегодняшней публикации Березовского. Он, конечно, хозяин, но в солидном издании печатать по сути "джинсу", в которой нет ни одного факта, а одни лишь обвинения. Возникает очевидный вопрос о компетенции редакции, поставивший это словесный понос в номер. Таким публикациям место на всяких компроматах.ру и в желтых газетах.
P.S. Все 10 августа на фестиваль "Дудки", в сад "Эрмитаж"
24.07.2003 13:56Метеор (заинтригованный)
А чо там будет?
24.07.2003 15:42
Влад, Вам надо скоро открывать свое шоу на ТВ :)
24.07.2003 16:03Сонька
А следующий ингридиент салата - Тимур Бордюг?
24.07.2003 16:08Ксана В.
Говорят же, что переедать вредно и из-за стола надо выходить с чувством легкого голода... С чем, собственно, мы все сегодня и остались.
24.07.2003 16:36
2 Сонька: вот это едва ли... Вам же написали: "Нас мало, нас, может быть, четверо".
24.07.2003 18:14
будучи лично знаком с Рыбаком, могу сказать, что он гораздо интереснее, чем это получилось в интервью.
24.07.2003 20:54
Метеору -
Дудки там будут. Не ясно что ли:)))
24.07.2003 22:37pavloff
То 18:14: Раз на раз не приходится. Вот Васюхин, наверное, тоже не все время смеется, как на новой фотке 8-))).
25.07.2003 01:12борис житков
"одна из заметных и влиятельных фигур рынка." - интересно, в чем выражается заметность и влиятельность фигуры?
25.07.2003 12:06fish
2 борис житков: а в том, что писанина бориса житкова забавляет, а чаще раздражает нескольких человек, а статьи Сергея Рыбака в "Ведомостях" могут повлиять на репутацию, на сделку, на сбыт и так далее. Вы бы дотерпели до утра и вторую часть интервью прочитали...
25.07.2003 16:58An
в силу особенностей профессии :) читаю более 5 "рекламных" журналов в месяц... "Индустрия рекламы" точно лучший!
03.11.2003 10:24Лиля
Мне понравилась идея о ТВ-шоу. Влад, может быть, на самом деле, а?
тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2
При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail