Итак, очередная "песня акына". Наблюдения и впечатления досужего рекламного критика. Благо за примерами ходить далеко не надо: выбежал по делам или так погулять, а образцы российского креатива, бессмысленного и беспощадного, сами просятся на перо. А то вообще с доставкой по месту жительства прибывают: успевай лишь каналы переключать да почту просматривать.
Должен признаться, господа, что телерекламу я чаще слушаю, чем смотрю. Телевизор бухтит-тарахтит, а ты каким-нибудь общественно-полезным трудом занят (допустим, очередную колонку пишешь), ну и ловишь краем уха, что Бог пошлет.
Одно из последних посланий заканчивалось слоганом: "Абсолют - ваш семейный защитник". Ничего себе, думаю. Оно, конечно, водкой на Руси от всех болезней лечатся, но чтоб вот так, всем семейством защищаться… Да и алкоголь по ТВ рекламировать запрещено.
Во время очередной рекламной паузы специально уставился в голубой экран. Ну, так и есть! "Абсолют" оказался мылом (без картинки не поймешь). Причем, явно отечественного производства. Какие затейники позаимствовали у шведов их великий водочный брэнд и зачем устроили эту бездарную "мыльную оперу", не знаю. Ясно одно: неумно и невкусно. Не по Сеньке шапка!
*
Или вот вам сюжетец. У станции "Белорусская"-радиальная на фургоне, торгующем глянцем и прочей продукцией для "глотателей пустот, чесателей корост" (так Марина Цветаева называла читателей газет) вижу крупно начертанный слоган мужского журнала GQ: "GQ - искусство быть мужчиной".
Я не читатель GQ, предпочитаю Men's Health, но догадываюсь, что издание это рассчитано не на трансвеститов женского пола, этаких Огненных Леди наоборот, о коих еще Дина Верни пела: "Женишок мой - бабеночка видная. <...> Он совсем мне мужчиною кажется, только вот борода не растет", а на вполне себе нормальных персонажей. Ну и зачем тому, кто и так мужчина, это странное "искусство быть" мужчиной. Ах, какой манерный девиз! Уж не Оскар ли Уайльд поработал копирайтером?
Помнится, известный русско-французский театральный художник и историк моды Александр Васильев как-то рассказывал мне, что в Латинской Америке его прозвали "кокетоном" - мужской вариант слова "кокетка" (те, кто наблюдал Васильева на канале "Культура", оценит точность попадания). Так вот, этот аргентинский или бразильский неологизм вполне подойдет и брутальному GQ. Кокетон вы, джентльмен!
*
А теперь поговорим о брэндах для безупречных мачо, о тех, кто уж точно не будет распевать о себе, кривляясь: "Я - шоколадный заяц, я - ласковый мерзавец!" Для кого, как не для них, настоящих полковников, выпущен этот новый уникальный напиток. Главный редактор журнала "Гастрономъ", где я имею удовольствие трудиться на радость "тех, кто ест", купил его в Великом Новгороде, в супермаркете с нескромным именем "Кремлевский". Вот только не надо лечить меня про Новгородский Кремль, знаем, плавали! Но супермаркет "Кремлевский", хоть и не о нем пойдет речь, это как мыло "Абсолют" - стрекоза, увеличенная до размеров собаки. Вернемся к покупке. Это - похмельный напиток Dr. Ogurez. Очевидно, "Доктор Огурец" в переводе с басурманского на русский. Читаю на этикетке: "Безалкогольный пастеризованный, негазированный. Завод минеральных вод "Ломоносовский", Ленинградская область, Ломоносовский завод, деревня Аропаккузи".
Да, в деревне Аропаккузи, где осененные великой тенью М.В. Ломоносова (только какое отношение он имел к минеральным водам?) испокон веков выращивают огурцы аропаккузцы и аропаккузихи, вполне мог родиться и Dr. Ogurez, и такой рекламный текст на бутылке: "Янтарная кислота в активной форме обеспечивает колоссальный эффект снятия абсцинентного (похмельного) синдрома. Молочная кислота в активной и наиболее доступной форме оказывает тонизирующее воздействие на весь организм, повышает настроение, возвращает трудоспособность. Янтарная кислота оказывает благотворное влияние на сердце, нормализует сердечную деятельность. Похмельный напиток обогатит ваш организм витаминами".
И за все удовольствие, колоссальный эффект и благотворное влияние аропаккузцы просят 15 рублей 20 копеек. Coca-Cola отдыхает!
*
Не за горами ноябрь, а с ним и 13-й Московский международный фестиваль рекламы. В специализированной прессе появилась его реклама. Этими шедеврами можно вполне пугать детей, родившихся и выросших в эпоху ярких упаковок.
Как обычно, фирменный стиль сделал Direct Design (ничего личного, но сколько можно?! Они абонемент что ли купили? Даже на Cannes Lions нет подобной монополии, приводящей, как известно, к загниванию). На этот раз для плакатов ММФР "директами" выбрана стилистика оформления овощных магазинов времен глухого застоя, где над ржавыми банками и грязным урожаем вполне мог висеть румяный, засиженный мухами транспарант: "Ешь морковку, лук и хрен, будешь, как Софи Лорен!"
На этот раз популярные дизайнеры изобразили, в частности, 5-литровую банку с консервированными яблоками (яблоко - символ фестиваля), где на этикетке значится: "Национальный продукт" и "Яблочки призовые".
Сразу вспомнился дедушка из рекламы сока, который советовал своим родственникам потреблять исключительно отечественный продукт, гадостью не политый и колебанию цен не подверженный.
Почему на международном фестивале призы позиционируются как "национальный продукт" - загадка. Не иначе, как надоело организаторам, что Гран-при и львиная доля "золота" в последние годы утекает за границу, вот и "дают маячок" потенциальным российским участникам.
Впрочем, есть и приятная весть: впервые на ММФР будет устроена выставка всех печатных работ, а не только шорт-листа. Я уж устал из года в год говорить об этом и писать, и надо же - свершилось!
Однако в программе по-прежнему остается анекдотический конкурс "Лучшее полиграфическое воплощение", где по большому счету соревнование ведется между печатными машинами, как их там… Heidelberg! Могу предложить еще одну перспективную номинацию: "Лучшее воспроизведение цвета и звука рекламных роликов", где строго, но справедливо оценивать телевизоры.
*
Ну и напоследок о слоне.
Намедни прошла презентация телеканала деловых новостей РБК-ТВ. VIPов назвали тучу и место для гулянки выбрали заметное - галерея искусств Зураба Церетели, в которой есть чем полюбоваться ценителям изящного. Но самое главное - на входе поставили живого слона и шкуру его расписали слоганами про это самое прекрасное новое телевидение…
А я-то думал, что времена новорусского, скажем мягко, чудачества уже прошли. И "новейшие русские" поумнели. Думал, что слоны остались лишь в ретро-фильме Павла Лунгина "Олигарх", герой которого, списанный с Березовского, во время празднования своего дня рождения устраивает слоновьи катания... Оказывается, нет. Китч бессмертен. Неужели у РБК-ТВ и деловые новости будут такие же?
А впрочем, какая мне разница - слон или муха? Пора смириться: это - капитализм. Захотели бы, так и стадо слонов пригнали. Вопрос только: а на фига?..
РазРСестить:
11.09.2003 10:38Гарик
ГО - воруют гады, я этот способ сложения слоганов еще два года назад описал: если нте времени и таланта писать слоган, но хочется чтобы он получился красивым и спретензией на изящество, прибавьте к роду ваших занятий слово "искусство":
Искусство телекоммуникаций;
Искусство делать автомобили;
Искусство чистой воды;
теперь вот:
Искусство быть мужчиной...
Где гонорар!!!:)))
11.09.2003 10:58С
Эти сомнительные консервы из яблок привели в замешательство. Уж больно мысль глубока- до дна не достать! То ли намек на долгоиграющие свойства означенных призов, то ли на не вполне свежую продукцию конкурсантов. А нсотальгические чувства пробуждает энтот плакатик (пейте соки, воды, пиво).
11.09.2003 11:39титофф
2 Гарик: а кино "Искусство жить в Одессе", которое сняли еще до вашего появление на свет, вам знакомо? изобретатель вы наш...
11.09.2003 12:09Старичок
Нда, с яблочками у Direct Design хорошо получилось :-) Так и напрашиваются уточняющие подписи: "урожай лохматого года" (типа, проверено временем) и "употребить перед концом..." (типа, победы не вечны).
11.09.2003 12:20Сергей
а банка все-таки 3-х литровая..
11.09.2003 12:44
и реклама и брэндостроительство - это превращение мухи в слона, и пример РБК-ТВ тому прямое и явное подтверждение. ребята сами над собой посмеялись. ведь сейчас весь этот проект - "муха". Где принимаются их деловые новости? кто их смотрит? Зато пафоса - слона подогнали.
11.09.2003 12:50Михаил Львович
Ну между прочим, стилизация (яблоки) неплохая. А придворное агентство - это попахивает...
11.09.2003 12:53Михаил Львович
Между прочим КИЧ, это самый короткий пут к паблисити, к тому же в нашей стране это просто добрая традиция.
11.09.2003 12:56Михаил Львович
То Васюхин. -"...Захотели бы, так и стадо слонов пригнали. Вопрос только: а на фига?.."
А для того и надо, что толпы журналюг должны чем то заниматься - т.е. освещать. Или вы предпочли бы заниматься серьезной аналитикой бизнес-процессов и глумиться над скучной пристойной рекламой???
11.09.2003 12:59In-Out
Открывашка непропорционально большая. Кинг сайз :)
А классно было бы сделать такую банку для компании Apple :)
11.09.2003 13:16Фэ
И так фестиваль довольно провинциальный , а с этим плакатом..... и ведь дело даже не в стилизации, она тоже бывает к месту, но это ведь смертная тоска... Нарышкина слепая что-ли? Дали-бы сделать молодым-борзым, или за границей заказали бы?!
11.09.2003 13:22
Вот такой вот, блин, компот.
Первый раз увидел сию картинку и оченно огУрчился.
11.09.2003 15:03Patriot
Понятно, что за последнее время фестиваль сильно сдал. Но зачем же это усугублять соответствующим изобразительным рядом? Чтобы не быть голословным, то можно сравнить. Недавно была акция - Россия любит «Голден Драм». Мне кажется, тут даже комментарии не нужны.
11.09.2003 16:31Ashot
"Неужели у РБК-ТВ и деловые новости будут такие же?" - Увы, Влад... пока их новости еще хуже... Ведущие позволяют себе в прямом эфире такое, что даже зрителю за них неудобно... Постоянно перебивают и подначивают гостей, отпускают неуместные шуточки - не деловое телевидение, а какой-то деревенский клуб любителей КВН...
11.09.2003 19:18maltus
Да... (про плакат ММФР) Да... Подобный стеб проканал бы в случае с продвинутым брэндом. А так - "на воре шапка горит". У деревенского фестиваля - деревенская реклама.
11.09.2003 23:12зоя космо
интересно, что по поводу своего плаката думают Перышков и Фейгин? или это не они сами делали, а кто-то из их подручных? пусть прокомментируют народу свою точку зрения? и дирекция ммфр сказала бы пару слов, что ли. Влад! я понимаю, что вы - не стол заказов и делаете лишь то, что вам самому интересно, но поговорите как-нить с директ дизайном, народ желает знать, откуда растут ноги у этих маринованных яблок.
12.09.2003 13:54ja
...листь дуба падают с ясеня....
12.09.2003 15:39as
а по моему - все это фигня...
наверное хороша та реклама, которая нравится не профессиональным рекламистам, а потенциальным потребителям.
пример: один мой закомый занимается установкой антенн. и он, как мог, сляпал себе объявление. пошли заказы.
затем он решил что заказов должно быть еще больше и попросил другого знакомого который работает в рекламном агентстве (самом крутом) и тот сделал объявление по всем правилам. а заказов стало меньше. профессионалам понравилось, а простолюдью - нет...
вот вам и слоны....
12.09.2003 17:02маркетолог женя
2 as: убийственный пример! Если мы будем делать,все что нравится, как Вы пишите, "простолюдью", то скоро скатимся к каменному веку. Типа пипл хавает! Конечно, когда товар в дефиците, его рекламировать не надо. Но мы говорим об избытке предложений. Это раз. А два, что вы привели неудачный пример сос воим установщиком антенн. Ему достатчоно на столбах и подъездах вешать бумажку: "Устанавливаю антенны. Быстро. Качественно. Недорого. Телефон..." Зачем ему креативная реклама? Он - не слон, а муха.
12.09.2003 19:44Vindishgretz
По идее, целью рекламной кампании является достижение оптимального соотношения эффекта и затрат. Рассуждения о низкопробности итд - это разговоры в пользу бедных.. типа творцов, тупым народонаселением вынужденных забивать гвозди микроскопами. Ну так не надо в своем арсенале держать одни микроскопы.. Молоток никогда не помешает.
=
А для установщика антенн главное - зарекомендовать себя и выделиться из массы коллег. Могу предложить, например, такой текст (изменяется каждый месяц):
"Я установил уже 2003 антенны. Быстро. Качественно. Недорого.
ИЧП Иванов.
Телефон.."
Картинка по желанию, например, фотография ентого самого установщика..
12.09.2003 21:27Игорь Cenz
2000 и 3 антенны за 2000 и 3 года. Никто не жалуется:)
Даешь деление читающей аудитории на мух и слонов!!!
12.09.2003 23:04дмитрий
То Игорь Cenz: ага, аудиторию надо наделить на слона и мосек :).
13.09.2003 18:14as
просто ИМХО реклама должна быть адресной... а тот же РБК всегда работал для новых русских. интеллигенция ходит в другие места :-)
13.09.2003 22:03Муха
2 дмитрий: поделить аудиторию на мух и слонов можно, а вот на слона и мосек... Абыдна, да?!
15.09.2003 16:14активист рекламы
2Vindishgretz - еле скопировал, ну и ник у Вас, коллега! Сказали верно, только чуть-чуть шиворот на выворот. Ну не является ЦЕЛЬЮ рекламной кампании оптимальное соотношение, критерием оценки эффективности - да, а целью всегда и исключительно: повышение знания марки! Но хрен бы с этим всем, другое важно - как Влад пишет хорошо! Глупо хвалить мастодонта, но не могу себе отказать в удовольствии. Без пафоса, без злобного сарказма, с юмором таким. Даже уже никто на него и не набрасывается в конфе, никакие там житковы. А потому-что качественный продукт, потребляешь - и наслаждаешься. Хотя, всё-равно, нам - лидерами и активистам очень тяжело - ответственность давит;)
15.09.2003 20:15Vindishgretz
Да, ник несколько зубодробительный :) *** Пожалуй, соотношение действительно скорее критерий оценки, но относительно повышения знания марки тоже не могу согласиться. Если мы в рекламных целях устроим взрыв в "Макдональдсе"ТМ (ну допустим), то знать будут больше, но несколько не с той стороны :) Поэтому, скорее, главной целью является увеличение количества продаж. *** Хотя с точки зрения рекламана главной целью часто является освоение бюджета при максимально успешной полировке мозгов клиента по поводу мифического успеха кампании :) *** А почитать Влада действительно недурно :)
15.09.2003 23:25активист рекламы
2Vindishgretz :) На том и сойдёмся, коллега :)
17.09.2003 14:03слеза бармена
Вот сижу, работаю, пишу диссер, читаю по соц. конструированию... Как хорошо, что есть такое удовольствие в жизни - почитать Влада!
03.10.2003 17:42Kitty
To Garik
а еще очень популярно слово филосифия
Философия быть мужчиной, филосовия вкуса, филосовия автомобиля.. вообщем загадачно и спретензией ;))
тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2
При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail