|
6 ноября.
Тарелка номер тридцать семь
Салат с Джеком Траутом
На этой неделе в Москве побывал 68-летний Джек Траут, "известнейший в мире специалист по маркетинговым стратегиям" и "общепризнанный гуру маркетинга" (так, во всяком случае, его аттестует издательство "Питер", выпустившее на русском языке полдюжины траутовских книг). Во вторник важный гость читал лекцию (цены на билеты колебались от $300 до 1000, гонорар Траута превысил $20 000), а накануне, в понедельник, он любезно ответил на мои вопросы.
Исходная позиция была такова: на интервью отпущено полчаса, передо мной Траута в свою очередь потрошили посланцы двух журналов. Положение усугублялось еще и тем, что мистер прилетел в Москву в шесть утра, а встречались мы вечером.
Ожидая "доступа к телу", я услышал от фотографа: "Все задают ему однотипные вопросы…" Ну уж дудки, думаю! Про шесть подводных камней позиционирования, силу простоты и битву за узнаваемость можно с чувством, толком, расстановкой прочитать (уже все прочитали) в бестселлерах Траута и его соавторов. А вот что за фрукт этот классик в жизни? Что он любит? Какие ценности отстаивает? Верит ли в Бога? Интересна ли ему Россия, как он интересен ей? И, в конце концов, что может вывести его из себя?
- Вы первый раз в России, мистер Траут?
- Нет, третий.
- А что вас приводило к нам раньше?
- Первый раз - любопытство: я приехал туристом, поскольку хотел осмотреть Санкт-Петербург. Второй мой визит был связан с работой: прилетал по приглашению руководства авиакомпании "Сибирь" для консультации. Ну, а нынешний приезд вызван только чтением лекции.
- Для многих российских маркетологов вы являетесь брендом, иконой, живой легендой. Каково чувствовать себя в этой роли?
- Забавно! Неужели это правда?! Живой легендой я являюсь только в России и в Китае, в других странах ко мне относятся как к обычному человеку.
- То есть, в вашей родной Америке траутоманов не так уж и много?
- Конечно, меня признают, но такого внимания, как здесь, я не испытываю. Ведь в Штатах у меня очень много конкурентов. Например, мистер Котлер. Слышали это имя?.. Наша с Элом Райсом лучшая книга "Positioning: The Battle for Your Mind" переведена на 18 языков и в мире, как ни странно, известна лучше, чем в США.
- В последнее время у нас тут издано семь ваших книг и любой уважающий себя специалист имеет хотя бы одну в личной библиотеке…
- Приятно слышать.
- Да, но перед встречей с вами именно из-за этого я мучился вопросом: Господи, о чем спрашивать этого знаменитого Траута? Ну не о том же, что такое позиционирование или репозиционирование! Это как бедного Эйнштейна постоянно доставали вопросом: что такое теория относительности. Поэтому можно получить от вас бесплатную консультацию, Джек: как поступить журналисту в подобной ситуации?
- Все решения, которые я обычно предлагаю, лежат на поверхности. Это, как правило, очень простые и ясные идеи. Главное - убедить людей их принять. Вам все понятно про позиционирование из моих книжек? Отлично! Вам и в самом деле не о чем меня спросить? Это уже интересно. Подобным признанием вы выделяетесь и отличаетесь от остальных. А это самое главное - отличаться от конкурентов. Ведь нам платят за нашу непохожесть на других.
- Поэтому давайте поговорим с вами не о маркетинге, а о вас. Вы родились в 1935 году…
- Совершенно верно.
- Вам, человеку старшего поколения, трудно находить общий язык с молодыми бизнесменами?
- Нет. Никаких проблем я не испытываю. Дело в том, что они изучали мои книги в колледжах и в бизнес-школах, им там мои труды рекомендовали. И теперь они смотрят на меня, как на великого учителя. Более того, представители молодого поколения понимают и принимают меня гораздо лучше и глубже, чем мои ровесники.
- Когда говорят, что в бизнесе нет места морали, что человек человеку - волк, вы согласны с этим мнением?
- Я не занимаюсь проблемами морали. И я уверен, что в войне, любви и маркетинге все средства хороши. Но когда вы говорите о своем товаре или услуге, или о себе самом, вы должны быть искренним и опираться на реальные факты… По-моему, самая большая проблема людей бизнеса - жадность. В основном все плохие поступки совершаются из-за жадности, когда люди любыми способами пытаются повысить свои доходы. В книге "Большие бренды - большие проблемы" у меня целая глава посвящена воротилам с Уолл-стрит, и в ней можно прочесть о моральных проблемах, возникающих у бизнесменов. Так что, повторяю, основная их беда - алчность.
- В книге "Большие бренды - большие проблемы" вы пишите о том, что нужно знать своих конкурентов. А знаете ли вы своих, следите ли за ними?
- У меня много конкурентов. Далеко ходить не нужно - я уже упоминал про Фила Котлера, он, я знаю, недавно читал в Москве лекцию. Котлер был первым, кто внес в бизнес новые идеи. И это хорошо, что есть конкуренты: они и делают лидера лидером. Моя концепция ставит меня в исключительную позицию, я отличаюсь от других. Никто из моих конкурентов не имеет такого четкого представления о позиционировании, о восприятии и других вещах, о которых пишу только я. Не зря же говорят, что удачная недвижимость - это место, место и еще раз место, а удачный бизнес - отличие, отличие и еще раз отличие!
- Мистер Траут, вы производите впечатление жизнелюбивого и уверенного в себе человека, а знакомо ли вам слово "депрессия"?
- Да, конечно. Но я не поддаюсь депрессиям. У меня нескучная жизнь. Она удивительна тем, что я не занимаюсь каким-то делом долгое время. Я поступаю, как солдат: пребываю в город, захватываю его и ухожу. Мне не приходится все время торчать в одном месте. Депрессию вызывает однообразие - в бизнесе ли, в отношениях, да в чем угодно! Когда людям на протяжении многих лет приходится делать одно и то же и при этом у них не получается добиться успеха, они впадают в уныние. Лучшее лекарство от депрессии - продолжать движение. Еще я люблю повторять: никогда не оглядывайтесь, иначе можете увидеть, что вас кто-то догоняет. Таким способом я и борюсь с депрессией.
- Есть ли в системе ваших жизненных ценностей место для религии?
- Да. Я принадлежу к христианству, оно лежит в основе моих ценностей, хотя не могу назвать себя фанатичным приверженцем религии.
- На ваш взгляд, маркетинг и реклама - это богоугодные занятия? Не осудят ли нас на небесах за то, что мы, говоря словами французского писателя Бегбедера, зарождаем в людях жажду приобретательства, возбуждаем в их душе зависть и алчность, заставляем мечтать о вещах, которых у них никогда не будет?
- Я думаю, это не слишком умная тема для дискуссии. Что касается богоугодности, то право на существование имеет любая точка зрения.
- Какой вам из-за океана кажется Россия? Есть ли у американцев какой-то устойчивый стереотип?
- Икра и водка, конечно. По-моему, в России существует множество глупостей! Например, вы экспортируете машины, которые абсолютно не приспособлены для русской зимы, для езды по снегу. И люди покупают их, потому что "другие покупают"! Или потому что на это есть мода.
- По поводу вашей завтрашней лекции мне приходилось слышать такое мнение: ну чему можно научиться за полтора часа? Мол, лучше прочитать книги…
- Хороший вопрос. Во-первых, лекция - это возможность пообщаться со мной, во-вторых, я собираюсь привести примеры, которые еще не знакомы моим читателям, в том числе про варианты развития авиакомпании "Сибирь". А для тех, кто читал мои книги, я, может быть, лучше обозначу новые перспективы. Я могу, конечно, поговорить и о политике, но вряд ли русские маркетологи станут спрашивать мое мнение о мистере Буше!..
- Мое время истекло. Спасибо за интервью!
P.S. Мистера Траута и в самом деле не спрашивали об отношении к хозяину Белого дома. Но на пресс-конференции после лекции был задан вопрос, который показался мне интересным, как и ответ.
Кто-то из журналистов спросил гуру маркетинга: "Если бы господин Путин обратился к вам за советом: "Как нам позиционировать новую Россию?", что вы бы ему посоветовали?"
"Я бы рекомендовал ему позиционировать именно новую Россию, - моментально отреагировал Траут. - Вас воспринимают как экс-сверхдержаву. Лучше говорить: мы - не бывшие, мы - новые. Надо заявлять о новой стране, но сложность в том, что в последних действиях г-на Путина и его команды многие увидели старую Россию…"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|