|
20 ноября.
Тарелка номер тридцать девять
Салат с Оливьеро Тоскани
"А где вы собираетесь опубликовать интервью?" - поинтересовался Тоскани, с аппетитом сметая со своей тарелки свежие овощи.
"В Интернете…" - пробурчал я, борясь с пивом, которое почему-то все вылезало и вылезало из бутылки.
"О, а я продаю через Интернет свое оливковое масло. Японцы интересуются".
"Что, хорошее масло?"
Тоскани не ответил, а сложил пальцы правой руки, указательный на большой, и смачно поцеловал их в точке пересечения.
Я уже знал, что на своей вилле в Тоскане в редкие часы досуга он давит плоды оливковых деревьев и разводит лошадей, но интересен синьор ударник капиталистического труда, конечно, не успехами в сельском хозяйстве. Как говорится, мы любим его не за это.
По правде сказать, у сегодняшнего текста два героя: 61-летний итальянский фотограф и дизайнер Оливьеро Тоскани и 36-летний российский бизнесмен Олег Тиньков. Не будь Тинькова, мы вряд ли бы увидели в Москве этого большого, взъерошенного, импульсивного человека в красных, как у Элтона Джона, очках. Эту мировую знаменитость, отлученную от Церкви за богохульную рекламу. Этого экстравагантного хулигана и взрослого ребенка.
Если вы, читатель, хотя бы одним боком близки к рекламному бизнесу, то уже должны были съесть и переварить свежую сенсацию: г-н Тиньков пригласил г-на Тоскани, известного, в первую очередь, скандальными работами для компании Benetton и созданием журнала Colors, стать креативным директором пивоварни "Тинькофф". По такому случаю два дня назад прошла пресс-конференция с удивительно простодушным названием: "Оливьеро Тоскани верит в Россию и русскую красоту!"
Говорю без иронии: это была одна из самых интереснейших прессух в моей жизни. И от Тоскани, и от Тинькова буквально искрило. А я, как назло, опоздал и влетел в зал, когда гость уже темпераментно доказывал кому-то, что…
- …запрограммировать креатив невозможно! Те, кто программирует креатив, не может считаться по-настоящему творческим человеком. Креатив строится на неуверенности. Как это - быть неуверенным?! Ведь предприниматель должен всегда быть во всем уверен. Но если вы в чем-то уверены, например, в рекламной идее, значит, это не новая вещь. Значит, где-то мы это уже видели. Поэтому мы имеем похожую рекламу и не можем отличить одну марку от другой… Вот Колумб был неуверенным человеком: когда он отправился искать Индию, то нашел Америку!
- Что вы скажете о русской рекламе?
- Почти вся мировая реклама стала американской по своему типу. Я не приемлю американской рекламы, когда ролики носят конформистский характер, очень посредственные, похожие друг на друга. И я вижу, что Россия, страна с великой культурой, попала под это влияние. Почему Россия должна копировать американскую рекламу?! Не понимаю. Если уставшей и пресыщенной Европе и следует ждать чего-то нового, яркого и живого, то только из вашей страны
- Почему вы приняли предложение Тинькова?
- Я не люблю советы директоров. Мне нравятся в бизнесе отдельные личности - странные, сумасшедшие, которые не вписываются в рамки. Их невозможно игнорировать, потому что они изменяют мир. Все великие предприниматели, которых я знал, были такими же своеобразными, как Олег. Когда мы встретились с ним в Питере, он повел меня в Русский музей и у картины Малевича "Красный квадрат" сказал: "Лучше нам обсудить дела вот здесь". И я понял, стоя у "Красного квадрата", что сотрудничество начинается... Ни один американец не стал бы проводить собрание у картины Энди Уорхола или Малевича. Американцы начинают с вопроса: "Сколько я на этом заработаю?" А здесь думают не только о деньгах, но и о культуре.
- Вопрос г-ну Тинькову: почему вы пригласили именно Тоскани?
Олег Тиньков: Он - маэстро. Я его люблю. Он лучший в мире, а если работать, то только с лучшими. Это уже вторая попытка привлечь его к сотрудничеству. Если помните, когда у меня была компания "Дарья", мы, подражая Оливьеро, сделали плакат United Colors of Дарья. Но мне стало скучно заниматься пельменями. Представьте, стоит машина: шлеп, шлеп, шлеп. А пиво - это живое дело. Пиво - это весело. Оливьеро есть, где разгуляться!
- Синьор Тоскани, это будет шок, скандал?
- Я никогда не работал с расчетом на скандал. Я не знаю, как это будет, но это будет ярко. Это должно выделяться.
- Вас не смущает, что вы будете делать рекламу для русских, которых плохо знаете?
- Если меня спросят: знаю ли я Италию, я отвечу, что не очень хорошо. Иногда, в свете последних событий, мне даже кажется, что я живу заграницей и не понимаю, что происходит с Италией… Нет, я не претендую на то, что знаю Россию. Ну, что же, нужно рисковать, экспериментировать и заниматься искусством. Мы создаем коммуникацию, а сегодня коммуникация - сама по себе товар. Она не должна быть привязана к продукции. А продукция становится все более и более образной, приобретает дополнительную ценность. Кстати, я заметил, что в России очень любят итальянцев. Как известно, итальянские архитекторы работали в Кремле. А у нас хорошо знают русскую культуру, особенно, литературу, музыку и балет. Наше сотрудничество с Олегом - это пример хорошего культурного обмена.
Олег Тиньков: Оливьеро будет работать не только для русских потребителей. Наша задача - построить международный брэнд. Россия выросла из штанишек. Пора идти на Запад.
Оливьеро Тоскани: Я три раза женился, но никогда моими женами не были итальянки. По теории вероятности легче найти правильную женщину по всему миру, чем среди 25 миллионов в Италии. Мне не кажется, что сегодня, в эпоху MTV, мы разделены на нации, на племена, особенно молодежь. Молодые похожи друг на друга.
- Синьор Тоскани, вас раздражает в рекламе вопиющая глупость ее авторов?
- Даже самая глупая реклама отражает глупость общества. Да, когда я смотрю некоторые ролики, то спрашиваю себя: "Где я живу? В каком обществе?" По-моему, реклама должна говорить о реальных вещах.
- Что вам нравится больше: пиво "Тинькофф" или реклама пива "Тинькофф"?
- Вообще-то пиво мне понравилось... А еще мне понравилось то, как ко мне обратились с предложением о сотрудничестве. Обычно это бывает официально и скучно. А в этом случае мне сначала написала сотрудница компании, попросила сообщить номер мобильного телефона, а после позвонил Олег и закричал: "Здравствуй, друг! Сколько лет я тебя ищу!" Мы встретились в Милане, и через десять дней я уже оказался в Санкт-Петербурге. Я согласился работать с Тиньковым, еще не видя рекламу его пива, но теперь, когда я ее посмотрел, могу сказать: она составит мне конкуренцию. Ну, а по сравнению с другой российской пивной рекламой, ей можно дать Нобелевскую премию!
- Как будет строиться ваше сотрудничество?
Олег Тиньков: Он должен придумывать, а я буду отфильтровывать идеи. Оливьеро проведет в России весь январь. И мы пока не знаем, что будет предложено.
- Сколько денег вы планируете потратить на рекламную кампанию?
Олег Тиньков: В 2004 году - 11 миллионов долларов. Может больше, может меньше, но порядок цифр такой.
- И на какой эффект вы рассчитываете?
Олег Тиньков: У нас не существует бизнес-плана. В этом году мы выросли в 50 раз, я перекрестился. Если в следующем году тоже будет рост, я пойду в церковь и свечку поставлю! План у нас один: чтобы при слове "пиво" люди говорили: "Тинькофф"!
- Как вы относитесь к запрету пивной рекламы?
Олег Тиньков: Полный абсурд! Прокладки показывать можно, а пиво нельзя! Мы всегда против ограничений. И табак можно рекламировать, и алкоголь.
- Сами вы много пива пьете?
Олег Тиньков: В год - примерно 700 литров. А рекорд за один раз - 8 с половиной литров выпил на дне рождения ресторана "Тинькофф" в Петербурге.
Оливьеро Тоскани: Пью ли я пиво? Кафка написал книжку об Америке, но сам там никогда не был. Чтоб узнать, что такое свобода, необязательно самому сидеть в тюрьме.
- Оливьеро, вас называют "убежденным анархистом"…
- Вы делаете мне комплимент.
- А какие у анархиста отношения с деньгами, в частности, если говорить о контракте с компанией "Тинькофф"?
- Деньги дают свободу. Очень большую свободу. Но и большие проблемы. С ними надо осторожнее. Мы еще не обсуждали с Олегом экономическую сторону нашего сотрудничества. Думаю, он не обеднеет. В любом случае, я всегда готов угостить его обедом в своем доме. И, надеюсь, что он тоже угостит меня спагетти у себя дома. Вы думаете, я шучу?! Да я абсолютно серьезен! Любое сотрудничество должно быть дружбой. А дружба должна базироваться на уважении, доверии и честности. Я не считаю, что тот, кто платит, всегда прав. Но заказчику нужно все объяснить, чтобы он в дальнейшем оказался прав...
Это была пресс-конференция, на которой я тоже вылезал с вопросами (угадайте, с какими?), а после, когда коллеги повалили на фуршет, мы уединились с Тоскани для разговора без свидетелей, но с тарелками и бутылками.
- Признайтесь, маэстро, трудно быть тем самым Оливьеро Тоскани, от которого все ждут каких-то экстравагантных поступков и заявлений?
- Да нет, нетрудно. Я не чувствую какого-то давления. Я делаю то, что мне хочется. Для меня ничего скандального в моих работах или речах нет. Ну, подумаешь, две лошади, белая и черная, снятые в момент совокупления... Что здесь оскорбительного? А что-нибудь скандальное в России будет сделать сложно - слишком умная, интеллигентная страна, чтобы здесь скандалить. Вообще скандалят только глупцы!
- Судя по вашему ответу на один из вопросов пресс-конференции, вы не очень довольны нынешним руководством Италии. Как вы относитесь к господину Берлускони?
- Я его вообще не выношу! Я против этого господина.
- А что вы думаете о Владимире Путине? Они же с Берлускони - лучшие друзья…
- Ну, дружба дружбой. Это их личное дело. По-моему, Берлускони собирается заняться в России бизнесом, ведь он больше думает о личных интересах, чем об интересах нации.
- Вы, наверное, слышали имя русского поэта Пастернака? Он написал когда-то так: "Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех…" Вы с этим согласны?
- Нет, не совсем. Пастернак жил во времена Сталина, когда было много запретов и ограничений. Личность не могла проявить себя. Люди искусства первыми поняли, что революция была ошибкой. Может, поэтому он не хотел, чтобы его искусство имело большой отклик... По-моему, успех - это когда твое искусство понимают.
- У вас очень много престижных международных наград. Какая из них самая дорогая, если вы, конечно, дорожите ими?
- Следующая. Награда, которую я получу в России.
- Супер! Я желаю вам успеха. Но у меня есть еще пара вопросов... Вы много и лестно говорили на пресс-конференции об Олеге Тинькове. Даже сравнили его с римскими папами, которые покровительствовали искусству, с великими бизнесменами. А вот если я попрошу вас охарактеризовать его всего одним прилагательным? Какой он, этот Тиньков?
- Честный. Да, честный.
- А что бы вы в таком случае сказали о себе?
- Искренний…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|