|
18 декабря.
Тарелка номер сорок три
Салат итоговый: выбор Васюхина
Мой приятель, молодой московский драматург, недавно срубил «халтуру»: оргкомитет некой Национальной Премии (какой – уточнять не буду) заказал ему сценарий церемонии. Он должен был написать бла-бла-бла для ведущих – добрые и в меру остроумные слова о тех или иных деятелях, которые эту НП должны получать. «Я затрахался переписывать!» - жаловался он мне после, когда мы поехали в «Дурдинъ» пропивать эти шальные деньги. Оказывается, лукавые организаторы постоянно меняли кандидатов: если победу в номинации удавалось продать или даже перепродать подороже.
К чему я это? Да к тому, что абсолютно честных премий и рейтингов не бывает. Особенно, в России. Особенно, в России сегодняшней, когда продается, покупается и фальсифицируется все – звания, ордена, ученые степени, дипломы о высшем образовании и голоса избирателей. Вот и моя любимая поющая поэтесса Вероника Долина на вопрос о причинах душевного дискомфорта ответила вчера в интервью: «Колоссальное нарастание фальши во всем. Огромная двойственность. Происходит невероятное исчезновение интеллектуальных людей под несметным саранчеподобным числом людей серых».
Рейтинг, который вы сегодня прочитаете и я, надеюсь, обсудите, это мой личный вклад в борьбу с серостью и с фальшью. Впервые «бескомпромиссные итоги рекламного года» я подвел в декабре 2002 (любопытные могут найти их в архиве колонки «Васюхин по пятницам»). Там довольно подробно объясняются причины и критерии. На этот раз какие-то номинации были убраны, какие-то добавлены. Итак…
«ВЫБОР ВАСЮХИНА». Итоги 2003 года.
Главные номинации:
Агентство года: BBDO Group, Москва
Событие года: приезд в Россию Оливьеро Тоскани
Ньюсмейкер года: Олег Тиньков
Брэнд года: Nescafe
Рекламодатель года: Мегафон
Ролик года: «Белая линия», Leo Burnett, Москва
Фестиваль года: «Идея!» (Новосибирск)
Профессиональное издание года: «Реклама и жизнь», Москва
Книга года: Ирина Морозова, «Рекламный креатив: в поисках ненавязчивой идеи»
Утрата года: закрытие газеты «Рекламный мир»
Слоганы года: «Отдайся Шоппингу!» / «Мы за бедных, мы за русских!»
Юбиляр года: Санкт-Петербург, «зоолетие»
Неудача года: 13-й Московский международный фестиваль рекламы
Персональные номинации:
Креативный директор года: Александр Алексеев, McCann-Erickson, Москва
Арт-директор года: Владимир Константин, McCann-Erickson, Москва
Топ-менеджер года: Игорь Лутц, BBDO Group, Москва
Режиссер года: Алексей Розенберг
Оператор года: Влад Опельянц
Дизайнер года: Андрей Логвин, Logvindesign, Москва
Копирайтеры года: Наталья Смелова, Инстинкт BBDO, Москва / Сергей Логвин, Logvindesign, Москва
Признание года: выбор режиссера Ярослава Чеважевского «академиком рекламы»
Надежда года: Виталий Шепелев, Lowe Adventa, Москва
Оправдавшийся аванс года: Ярослав Орлов, Инстинкт BBDO, Москва
Открытие года: Константин Шипов и агентство Made, Москва
Рекламный критик года: Валерия Селиванова, газета «Большой город», Москва
Редактор года: Наталья Семина, «Индустрия рекламы», Москва
Лектор года: Джек Траут, США
Рекламный образ года: Алла Пугачева с чипсами «АБ»
Специальные номинации:
Амбиция года: желание компании «Вимм-Билль-Данна» получить в 2004 году золотого «Льва» на Каннском фестивале рекламы
Страшилка (она же тошниловка) года: выпуск глазированного сырка «Антикиллер-2» и вся рекламная кампания одноименного фильма
Отрава года: чай «Ленин»
Антинейминг года: превращение РАРА в АКАР
Гении self-promotion года: Роман Абрамович / Анастасия Волочкова
Камасутра года: реклама журнала «Финанс»
Тетя Валя года: рекламная кампания «Аэрофлота» «Потому что от души»
Мария Арбатова года: Юлия Ляшкевич (Минск), автор серии работ «Человек» («Человек изобрела колесо», «Человек придумала алфавит», «Человек добыла огонь»)
Пальцы веером года: рекламная кампания по поднятию престижа российской милиции
Пострадавший года: Петр Ильич Чайковский
Ну, а теперь комментарий по отдельным номинациям.
Второй год подряд пальму первенства я отдаю московскому BBDO. За последний год это агентство и его подразделения подтвердили репутацию «самого креативного», выпустиВ немало отличных работ. В том числе ролики для ноутбуков iRu («Друзья»), сока «Моя семья» («Два литра»), леденцов «Тюнс» («Марио»), жевательной резинки «Ригли Орбит» («Раджа»), шоколадки «Сникерс» («Бабушки») и другие. Эта реклама отмечена призами международных фестивалей и зрительским вниманием. Неслучайно в рейтинг попали два сотрудника молодого агентства Инстинкт BBDO – копирайтер Наталья Смелова (она написала ролик «Друзья») и креативный директор Ярослав Орлов (в прошлом году он был назван «Открытием года»). И в номинации «топ-менеджер» лавры отданы со-президенту BBDO Игорю Лутцу.
Про Олега и Оливьеро написано (и мной в том числе) так много, что повторять дифирамбы и множить иронию нет смысла. Г-н пивовар весь год держал в тонусе рекламную общественность, постоянно напоминая, что «он один такой». А бывший творческий лидер Benetton самим фактом своего появления в России напряг здешних мэтров визуального искусства. Сотрудничество Тинькова и Тоскани – главная интрига 2004 года.
Братья Логвины, Андрей и Сергей, победили в почетных номинациях «дизайнер года» и «копирайтер года». А попробуйте сказать, что кто-то создал рекламные кампании более яркие, спорные, запомнившиеся и обсуждаемые, чем логвинские идеи для торгового центра «Мега» и журнала «Финанс»?!
Признаюсь, ролик «Белая линия», снятый московским Leo Burnett для «Шевроле-Нивы», не принадлежит к числу моих безоговорочных фаворитов (может, потому, что я не автомобилист?) И я долго ломал голову: ну какой же фильм выбрать в качестве лучшего? И все-таки работа Михаила Кудашкина и его команды, пожалуй, самая сильная из всего, что сделано российскими рекламистами в уходящем году. Поздравляю!
Я скептически отношусь к Российской Академии рекламы, но на этот раз солидарен с ее членами, которые надели свою шапочку и плащ на эпатажного режиссера Ярослава Чеважевского. Очень достойный выбор!
Фестивалем года названа «Идея!», которую устраивает новосибирское агентство «Мелехов и Филюрин». Сегодня в России это самый динамичный, самый неформальный, самый креативный фестиваль. Он развивается. И это главное. («Идея!» - хороший пример для ММФР, который год от года становится все хуже и хуже, и в этом году закономерно победил в номинации «Неудача года»). В будущем году, на восьмом году своего существования, «Идея!» из Сибири переедет в Сочи. Удачи!
Потеря года: смерть «Рекламного мира». Газета, знававшая разные периоды популярности, но в последнее время находившаяся в явном застое и упадке, почила в бозе, немного не дожив до своего 10-летия. Печально, но ладно.
Надежда года – юный арт-директор Виталий Шепелев, который в новом году будет уже в третий (!) раз представлять Россию на конкурсе молодых креаторов в Каннах. Это право талантливый дизайнер выиграл в честном соревновании.
Открытие года (во всяком случае, для меня) – 35-летний дизайнер Константин Шипов из агентства Made. В этом году Константин произвел фурор на фестивале Golden Drum, где его поздравительный плакат в честь 10-летия этого смотра, пользовался большим вниманием. На последнем ММФР работы Шипова и его коллег были отмечены призами.
Московское агентство McCann-Erickson порадовало своим успехом на престижном международном фестивале рекламы Golden Drum, завоевав две золотых награды за рекламную кампанию «Арктика» (кофе Nescafe). Но не только арктическим триумфом объясняется, что люди, причастные к созданию этих роликов победили в номинациях «креативный директор», «арт-директор», «режиссер» и «оператор». Все они – профессионалы высшей пробы, давно работающие на рекламном рынке, и в этом году сделавшие и другие заметные работы. В новом году я планирую опубликовать интервью с каждым из них.
А теперь поговорим о странностях. Переходим к специальным номинациям. Чай со странным именем «Ленин» был выпущен в городе Березовский Свердловской области. Удачей копирайтера этот нейминг назвать трудно. Дурновкусие какое-то. Перефразируя Вознесенского кричу: «Уберите Ленина с пачки!»
Еще один странный пример – глазированный сырок «Антикиллер-2», выпущенный для промо-поддержки отвратительного фильма Егора Кончаловского. По поводу сырка в народе уже сложили анекдот: «В сырке 50 граммов? А почему не девять?»
Ну, про Абрамовича с «Челси» и Волочкову с Большим, думаю, все понятно и без комментариев.
Всемирная слава начальника Чукотки и опальной примы-балерины, очевидно, не дает покоя крупнейшему отечественному производителю соков и йогуртов. Меня позабавило внезапное желание «Вимм-Билль-Данна» получить самую престижную в рекламном мире награду – золотого «Льва». Оно было озвучено прямо в Каннах на последнем, 50-ом по счету фестивале. Компания даже собиралась объявить конкурс на лучший сценарий и затем финансировать съемки рекламы. Но, кажется, все так и осталось на бумаге. Более того, ВБД захотел стать в Каннах и «рекламодателем года», что просто смешно. Пока им приходится довольствоваться победой в номинации «Амбиции года». И, может, ВБД станет немного легче, если они узнают, что по гороскопу я – Лев?!
Российская Ассоциация рекламных агентств (РАРА) поменяла название на АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России). Вопрос: зачем? Тем более, летом ассоциация с помпой отметила 10-летие своего существования, и старая аббревиатура была еще раз вбита в мозги. Аргумент, что нынешние агентства-члены ассоциации перестали быть «рекламными», а стали «коммуникационными», не выдерживает критики. Во-первых, что такое реклама, как не вид массовой коммуникации? Во-вторых, почему же АААА (American Association of Advertising Agencies) до сих пор не сменила своего исторического названия? Г-н Евстафьев поступит очень мудро, если вернется к прежнему названию.
Рекламный критик – это тот, кто пишет о рекламе как о творческом акте, а не о переходах того или иного менеджера из одной компании в другую, о бюджетах, тендерах и финансовых потоках. Вы же не называете театральным критиком человека, информирующего читателей о пожарной безопасности театров, об объемах продажи билетов и тому подобном. Поэтому журналист года - Валерия Селиванова из газеты «Большой город». Эта толстая газета распространяется только в Москве, но есть интернет-версия (рекомендую!) Валерия два года вела интереснейшую рубрику «Рекламные ролики», которая сейчас, кажется, исчезла со страниц популярного бесплатного еженедельника. Жаль!
Новая рекламная кампания «Аэрофлота» со слоганом «Потому что от души» выглядит фальшивой и искусственной (особенно, выполненные на скорую руку плакаты). Как кто-то уже остроумно пошутил, откликаться пассажиры и летчики, сходя с трапа, будут так: «Душевно полетали…»
Ну и напоследок о Чайковском, которого в этом году одни креаторы в кипятке искупали, а другие превратили в Чайкофского. Сколько можно издеваться над великим композитором?!
P.S. Тех, кому 25 декабря будет доступен Интернет, приглашаю заглянуть на мою страницу. В следующий четверг я собираюсь презентовать свой новый проект. «Влад-салат» уступает место… подробности через неделю!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|