|
19 марта.
Тарелка номер пять
Салат из рекламофоба
Хотел назвать эту колонку конкретно и хлестко - "Салат из
Финкельштейна". Так ведь, во-первых, добрые люди тут же обвинят
в юдофобии (она же антисемитизм). А во-вторых, язык сломаешь,
пока все буквы выговоришь!
Кто такой Финкельштейн? Рекламофоб. Причем, дремучий-дремучий.
Я-то полагал, такие уже тю-тю, вымерли все...
*
Рекламофобы бывают всякие.
Одни подобны той наивной средневековой старушке, что подкинула
своего частного хвороста в костер, на котором сжигали Яна Гуса.
С такими говорить на языке аргументов & фактов бессмысленно.
В ответ услышишь: "Задолбала ваша реклама! Вот она где уже
сидит!"
Другие - копия Фредерика Бегбедера, автора "99 франков".
"Я - рекламист: да-да, это именно я загаживаю окружающую
среду. Я - тот самый тип, что продает вам разное дерьмо…"
Ну и так далее, по тексту. Прочитали, наверное, эту - как сказано
на задней обложке - "злую провокационную сатиру на рекламный
бизнес, на безумный и полный превратностей мир, в котором все
презирают друг друга и так бездарно растрачивают себя"? Бегбедер
и ему подобные - выжатые лимоны. Поматрошенные и брошенные. Или
бросившие индустрию, поскольку "разочаровались". Это
рекламоманы, переродившиеся в рекламофобов.
Есть и другие виды-подвиды ненавистников двигателя торговли, однако
здесь не место и не время заниматься их классификацией. Перейдем
сразу к Леониду Финкельштейну из Израиля, чей опус, озаглавленный
"Рекламная тайна", "Литературная газета" (12
марта с.г.) опубликовала под рубрикой "Первая колонка".
На первой, понятное дело, полосе.
*
Вы, милый читатель, верно, уже удивились: как это ко мне, продвинутому
русскому литератору и модному парню, попало такое малотиражное
издание, как "ЛГ"? Случайно. Именно благодаря первополосному
заголовку. Увидел в киоске: "Рекламная тайна". Ух! Дай,
думаю, поспособствую распространению тиража. И узнаю, наконец,
в чем она, эта страшная тайна заключается.
Для того, чтоб наш дальнейший разговор был более продуктивным
и объективным (не зря же мне вчера вручили премию РАРА как "самому
объективному рекламному журналисту"!), даю вам ссылочку
на интернет-версию вышеупомянутой публицистики Хотите - читайте.
Впрочем, я и так буду обильно цитировать г-на Финкельштейна в
процессе превращения его… ну да, в салат.
*
Основная проблема в том, что спорить с автором "Рекламной
тайны" можно почти по каждому абзацу его текста. Даже по
каждой фразе.
"Раздражение, вызываемое слишком назойливой рекламой,
способствует дестабилизации общества". То есть, если
верить Финкельштейну, именно реклама вносит "пусть не главный
и не решающий, но немалый" вклад в… рост "немотивированных"
преступлений!
На чем основано подобное умозаключение? А не на чем! Просто бросил
и пошел дальше. Ни цифр, ни социологических данных, ни примеров
- ничего, лишь голословное обвинение: раздражает, а значит, дестабилизирует,
толкает на преступление.
На мой-то взгляд, реклама - это род терапии. Для многих зрителей
рекламный ролик - вариант рая, в котором они желали бы оказаться.
Реклама убедительнее, чем любой иной вид коммуникации показывает,
как надо жить, каким надо быть, внушает позитивный взгляд на мир.
*
Читаем дальше.
"Реклама убивает искусство. Оно основано на сопереживании,
а о каком сопереживании может идти речь, когда в самый драматический
момент фильма, посреди погони или объяснений в любви на экране
возникает майонез или прокладка с крылышками?!"
Заявление из разряда: кино убивает театр, а телевидение убивает
кино. Начнем с того - много ли на телевидении (речь о нем) того,
что можно без иронии назвать искусством? Сколько в этом "ящике
для дураков" Феллини, Бергмана, Стреллера, Петра Фоменко
и фон Караяна? Да мало их там. С гулькин нос. Большая часть времени
- дурацкие игры: "слабые звенья" и "последние герои",
желающие стать миллионерами или угадать мелодию. Другая львиная
доля отдана под ток-шоу: стирка грязного белья и плоский юмор
а'ля Лион Измайлов. Свою часть имеет "реальное ТВ":
бессмысленные и беспощадные застекольщики, заоконщики, участники
кулинарных поединков и труженики фабрики звезд. Другой кусок эфира
оттяпали "мыльные оперы", то есть сериалы, этот бесконечный
"Бандитский Петербург - земля любви, земля надежды".
Ну и прибавьте к этому праздничные и непраздничные концерты с
неизменным составом поп-идолов: "Живи спокойно страна, я
у тебя всего одна!.."
Вся эта, прости Господи, видеопродукция только для майонеза и
подходит. Какое искусство? Под каким микроскопом вы его там увидели?
Хотите смотреть фильм без рекламы - купите кассету или билет в
кинотеатр. Установите антенну кабельного ТВ. Потратьтесь, Финкельштейн!
А пока вашу любовь-ненависть к Якубовичу, Регине Дубовицкой и
"Погоде в доме" оплачивают рекламодатели, не надо гундеть!
*
Следующее наблюдение от знатока рекламной тайны.
"Нормальные люди покупают то, что им нужно, независимо
от того, что увидели это по телевизору много раз".
Не буду обсуждать стиль: все-таки автор зарубежный, оторван от
живого русского языка, и корявость речи в данном случае можно
простить. Но корявость мысли?! Ощущение, что слово "брэнд"
публицисту "Литгазеты" неведомо. Что, его "нормальные
люди" покупают тот же майонез или стиральный порошок, не
обращая внимания на марку? Не верю! Нормальные люди с помощью
рекламы ориентируются в ассортименте.
Реклама, как учат классики, способствует успеху хорошего товара
и провалу плохого. Если что-то рекламируется и рекламируется активно,
значит, производитель уверен в пристойном качестве предлагаемого
продукта: можно обмануть при первой покупке, но тогда вторая уже
не случится.
*
"Те груды бумаги, которые мы регулярно перекладываем из
почтового ящика в мусорный, когда-то были лесами, зелеными легкими
планеты" - делает открытие Финкельштейн. А то, что из
этих же лесов можно напечатать не только рекламный буклет, но
и глупый детектив, бездарные стихи или невразумительную статью
ему в голову не приходит?
*
Еще один сомнительный пассаж:
"Удорожание товара из-за рекламы ухудшает его сбыт. <…>
О честном и объективном исследовании зависимости сбыта товара
от телерекламы я не слышал. Нет такой зависимости!"
Но, может быть, г-н Финкельштейн слышал тогда что-нибудь о нечестном
и субъективном исследовании? Нет, я подозреваю, он вообще ни с
какими исследованиями по этому вопросу незнаком. Любой брэнд-менеджер
предоставил бы ему реальную картину мира: вот продажи до рекламы,
вот после, вот затраты, вот прибыль.
*
Стоп! Прервемся на… рекламную паузу.
"Литературная газета", напечатавшая этот опус, когда-то
имела репутацию либерального, умного, высоколобого, интеллигентного
издания. Сегодня о ней так не скажешь. Скука смертная! Если такие
худосочные тексты, как тот, что я сейчас рублю, печатаются на
первой полосе, что говорить об остальном содержании!
Кстати, количество рекламных модулей в "ЛГ" уверенно
приближается к нулю. Может быть, подобной - в стиле "Эх,
дубинушка, ухнем!" - статьей редакция желала напомнить о
себе потенциальным рекламодателям? Ход, конечно, оригинальный,
но абсолютно неэффективный.
*
Автор с труднопроизносимой фамилией путается не только в рекламе,
но и в новейшей российской истории. Финкельштейн заявляет: "Борьба
за доходы от рекламы иногда принимает самые уродливые и жестокие
формы (к примеру, убийство Листьева)".
То, что Влада Листьева застрелили именно из-за рекламных денег,
никем не доказано. Ну и зачем поминать его имя всуе?..
*
А теперь - внимание: апофеоз!
"Разгадка тайн рекламы проста и грустна одновременно.
Реклама в ее нынешнем виде - это разновидность коррупции. В триумвирате
коррупции - взяточник, посредник, взяткодатель - роль телевидения
- быть посредником…"
Реклама - разновидность коррупции?! Что за бред? Сон разума рождает
чудовищ? Леониду необходимо заглянуть в "Словарь иностранных
слов": коррупция - подкуп, продажность общественных и политических
деятелей, должностных лиц. Реклама-то здесь с какого бока? Однако
читаем дальше.
"От кого исходит инициатива? Кто главный? По-видимому,
в большинстве случаев третий участник триумвирата - рекламные
фирмы! Можно предположить (если не искать объяснение в конспирологии),
что самореклама, о которой говорилось выше, как раз и объясняется
их давлением".
То есть, рекламные агентства - это взяткодатели. А кто же тогда
взяточник?
*
Я давно не удивляюсь, что в интернет-форумах (то есть, на доступных
для всех заборах) появляются высказывания, где логика и здравый
смысл не ночевали, где много немотивированной агрессии и неаргументированных
выпадов. Но странно, что подобные тексты публикуются не в "самсебяиздате",
а в газете, имеющей редакторов, и основанной еще в 1830 году при
участии А.С. Пушкина. Александр Сергеевич за такую статью стукнул
бы тростью по голове.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|