|
3
апреля. Тарелка номер семьСалат
из черного квадратаКопия не всегда хуже оригинала. Иногда даже лучше.
Свежее. Увереннее. Наглее! Но главная трагедия копии - она вторична. Тот, кто
первым сравнил женщину с цветком, был поэтом, тот, кто сделал это следом, пошляком. Людям,
работающим в рекламе, постоянно приходится делать копии. Во-первых, принципиально
новых идей ничтожно мало. Все эти фестивальные требования "оригинальности
идеи" - мечта о Тихом океане. Чаще всего мы видим и награждаем (а что делать?!)
"как бы" оригинальность. Во-вторых, век постмодернизма и не требует
революционных находок. Достаточно коктейля из старых, с легкостью узнаваемых символов,
образов, фраз. Современная реклама - эклектический набор из всего на свете, в
том числе во многом из старых реклам. Часы идут быстро. Новое стремительно списывается
в тираж. Оно устаревает, не успев дойти до прилавка. Конвейер фабрики звезд жаждет
свежей крови. А самое главное: тот, кто заказывает музыку, не хочет - простите
за тавтологию - "оригинальной оригинальности". Ему нужен жираф без шеи:
чтоб реклама выделялась, но не сильно. Любое выпадение из принятой системы координат
- смерти подобно. * У меня - очередной заказчик. Бизнес его - продажа товаров
через телевизор. "Позвоните немедленно!" Товары - всякого рода панацея:
от давления, от алкоголизма, от бесплодия, от выпадения волос и диареи. И все
- в одном тюбике. Названия у бизнеса нет. Надо сочинить. Клиент дает мне ЦУ: "Это
должно быть, как "Магазин на диване", но другими словами…" Клиент
требует 70 (!) вариантов. Семьдесят вариантов "Магазина на диване" другими
словами! Думаю, надо помножить его (заказчика) на ноль… * А через день
проснулся (весна идет, весне дорогу!) старый клиент. Салон красоты. Нужна идея
рекламной полосы. К моему приезду приготовлено три глянцевых журнала с закладками.
"Вот, вот и вот, - тыкает наманикюренным пальцем заказчик в чужие рекламы.
- Придумаешь так же?". Аргумент: у конкурентов данная реклама работает (хотя,
скорее всего, работает не реклама как таковая, а масса других факторов). Не
надо оригинальничать! Не этого ждут. Не за это тебе платят. Надо клонировать,
как незабвенный Энди Уорхол размножал свою Монро, раскрашивая ее в разные цвета.
70 вариантов краски. * Народный художник, король китча Илья Сергеевич Глазунов,
с которым однажды мне посчастливилось пообщаться неформально (когда буду писать
мемуары, расскажу подробно), любит рассуждать про "Черный квадрат" Малевича.
Особенно, выступая перед поклонниками своего, глазуновского таланта. "Кто
из вас, - спрашивает Илья Сергеевич у застывшей в благоговении аудитории, - не
сможет с помощью линейки нарисовать квадрат и закрасить его черной краской?"
Публика радостно ржет: все могут! Но вот додумался-то до черного квадрата только
Малевич. Повторить можно многое. А вот придумать… А надо ли? * Людей,
которые используют в названии своих магазинов слово "мир", надо наказывать
палками. На днях мне попалось совсем запредельное - "Мир потолков".
Мне всегда мешали потолки. Казалось, пробьешь один, а там - небо, ветер, стрижи.
Нет! Там оказывался другой потолок, чуть-чуть повыше. Что может быть страшнее
для творческого персонажа, чем брошенные кем-то слова: "Ну, он уже достиг
своего потолка". "Мир потолков" - это даже хуже, чем "Мир
кожи". * Когда я напишу гимн идиотизму, то обязательно упомяну этот
факт: с началом войны в Ираке в США появились группы патриотов, которые выступают
за то, чтоб вернуть французам… Статую Свободы. Как известно, 93-метровая Мадам
Либерти была подарена Францией в 1884 году. Патриотов не устраивает нынешняя позиция
Жака Ширака по иракскому вопросу, а потому "не играй в мои игрушки"
и далее по тексту. Дама с факелом, призывающая привести к ней "всех усталых,
всех бедных, всех жаждущих дышать воздухом свободы", давно стала синонимом
Америки. Ее торговой маркой. Ее главным символом. Объектом для поклонения и пародий.
Конечно, ставший ненавистным подарок можно вернуть DHL'ом или переплавить, но
как убрать этот культовый образ из памяти поколений? Как в том анекдоте: а умище-то
куда я дену?!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|