Копия не всегда хуже оригинала. Иногда даже лучше.
Свежее. Увереннее. Наглее! Но главная трагедия копии - она вторична. Тот, кто
первым сравнил женщину с цветком, был поэтом, тот, кто сделал это следом, пошляком. Людям,
работающим в рекламе, постоянно приходится делать копии. Во-первых, принципиально
новых идей ничтожно мало. Все эти фестивальные требования "оригинальности
идеи" - мечта о Тихом океане. Чаще всего мы видим и награждаем (а что делать?!)
"как бы" оригинальность. Во-вторых, век постмодернизма и не требует
революционных находок. Достаточно коктейля из старых, с легкостью узнаваемых символов,
образов, фраз. Современная реклама - эклектический набор из всего на свете, в
том числе во многом из старых реклам. Часы идут быстро. Новое стремительно списывается
в тираж. Оно устаревает, не успев дойти до прилавка. Конвейер фабрики звезд жаждет
свежей крови. А самое главное: тот, кто заказывает музыку, не хочет - простите
за тавтологию - "оригинальной оригинальности". Ему нужен жираф без шеи:
чтоб реклама выделялась, но не сильно. Любое выпадение из принятой системы координат
- смерти подобно. * У меня - очередной заказчик. Бизнес его - продажа товаров
через телевизор. "Позвоните немедленно!" Товары - всякого рода панацея:
от давления, от алкоголизма, от бесплодия, от выпадения волос и диареи. И все
- в одном тюбике. Названия у бизнеса нет. Надо сочинить. Клиент дает мне ЦУ: "Это
должно быть, как "Магазин на диване", но другими словами…" Клиент
требует 70 (!) вариантов. Семьдесят вариантов "Магазина на диване" другими
словами! Думаю, надо помножить его (заказчика) на ноль… * А через день
проснулся (весна идет, весне дорогу!) старый клиент. Салон красоты. Нужна идея
рекламной полосы. К моему приезду приготовлено три глянцевых журнала с закладками.
"Вот, вот и вот, - тыкает наманикюренным пальцем заказчик в чужие рекламы.
- Придумаешь так же?". Аргумент: у конкурентов данная реклама работает (хотя,
скорее всего, работает не реклама как таковая, а масса других факторов). Не
надо оригинальничать! Не этого ждут. Не за это тебе платят. Надо клонировать,
как незабвенный Энди Уорхол размножал свою Монро, раскрашивая ее в разные цвета.
70 вариантов краски. * Народный художник, король китча Илья Сергеевич Глазунов,
с которым однажды мне посчастливилось пообщаться неформально (когда буду писать
мемуары, расскажу подробно), любит рассуждать про "Черный квадрат" Малевича.
Особенно, выступая перед поклонниками своего, глазуновского таланта. "Кто
из вас, - спрашивает Илья Сергеевич у застывшей в благоговении аудитории, - не
сможет с помощью линейки нарисовать квадрат и закрасить его черной краской?"
Публика радостно ржет: все могут! Но вот додумался-то до черного квадрата только
Малевич. Повторить можно многое. А вот придумать… А надо ли? * Людей,
которые используют в названии своих магазинов слово "мир", надо наказывать
палками. На днях мне попалось совсем запредельное - "Мир потолков".
Мне всегда мешали потолки. Казалось, пробьешь один, а там - небо, ветер, стрижи.
Нет! Там оказывался другой потолок, чуть-чуть повыше. Что может быть страшнее
для творческого персонажа, чем брошенные кем-то слова: "Ну, он уже достиг
своего потолка". "Мир потолков" - это даже хуже, чем "Мир
кожи". * Когда я напишу гимн идиотизму, то обязательно упомяну этот
факт: с началом войны в Ираке в США появились группы патриотов, которые выступают
за то, чтоб вернуть французам… Статую Свободы. Как известно, 93-метровая Мадам
Либерти была подарена Францией в 1884 году. Патриотов не устраивает нынешняя позиция
Жака Ширака по иракскому вопросу, а потому "не играй в мои игрушки"
и далее по тексту. Дама с факелом, призывающая привести к ней "всех усталых,
всех бедных, всех жаждущих дышать воздухом свободы", давно стала синонимом
Америки. Ее торговой маркой. Ее главным символом. Объектом для поклонения и пародий.
Конечно, ставший ненавистным подарок можно вернуть DHL'ом или переплавить, но
как убрать этот культовый образ из памяти поколений? Как в том анекдоте: а умище-то
куда я дену?!
Разместить:
03.04.2003 14:17Федот Коврига
...
03.04.2003 15:41Гарик
Федя, типа: ну вы в курсе... :)))
03.04.2003 15:46Старичок
Иэх, сольцы-бы в салатец! Один музыкант однажды прослушал записи новой группы и выразился следующим образом: ребята неспроста всё это сыграли, они явно что-то хотели сказать.
03.04.2003 15:47Negoda
Гимн идиотизму уже пишется...
03.04.2003 16:04Гарик
Лучше гимн идиотизму, чем салат ни о чем. Влад, вы что действительно работаете с идиотами, которые требуют 70 вариантов текста-лечилки? За любые деньги даже начинающий копирка пошлет такого самодура нафиг...
А на тему "придумаешь также", общался я в свое время с одним директором нижесреднего агентства (не последняя фигура в РАРа, кстати.. парадокс). Пришла она ко мне под новый год, выложила все открытки за пять лет ей присланные и сказала: Гарик, а посоветуй-ка мне что бы из этих открыточек передрать (читай воспроизвести один в один) так, чтобы у нас открытка получилась повеселее, ведь мы же КРЕАТИВНОЕ агентство...
03.04.2003 18:15Arishta
Наконец-то приоткрылась завеса тайны "роль Влада Васюхина в рекламе"
03.04.2003 18:36Marduk
to Arishta. Он находит фантастических клиентов (лично я таких за всю карьеру не встречал) и умножает их на ноль?
03.04.2003 18:52Полина
Не знаю, почему в удивляетесь 70 вариантам. Меня, например, тоже обязывали вариантничать, правда, ограничились 25-ю... Причем, идейничать приходилось по поводу спец.одежды. Видели, наверное, орех в фольге на щитах? Вот, эта фирма и просила 25 вариантов. Ни один из предложенных не одобрила. До сих пор не могу спокойно проходить мимо щитов с орехом.:)
По поводу оригинальности и ее вторичности. Если бы Малевичу предлагали каждую неделю сочинять по квадрату, не факт, что у него это получилось бы.
По поводу жирафа без шеи. На самом деле рекламодатель выделиться очень даже хочет, но боится наколоться и переборщить с выделением этим вот и просит себе жирафа без шеи. Нам, творцам, это смешным кажется, а им, продавцам, порой совсем не до смеха.
Иногда их даже жалко становится, честное слово...
03.04.2003 19:12maltus
Надо думать, что 70 вариантов - это все же поэтическая вольность автора. Клиенты с подобным мировоззрением вряд ли умеют считать даже до десяти...
03.04.2003 19:12Гарик
2Полина: Если вы о Восток-сервисе, то они уже полгода маниакально ищут копирку, причем именно женщину... разве что размер бюста не указывают. А вобще, промышленные компании - отдельная тема, со своими затеями и геморроями, которых нам - цивилизованным рекламистам не понять:))) Так что не переживайте по поводу орехов...
03.04.2003 19:53Полина
2 Гарик: Спасибо. Не буду переживать. Но и с подобными заказами связываться тоже не буду.:))))))
03.04.2003 20:58Ист.
Хочу, во-первых, выразить абсолютную солидарность с уважаемым колумнистом по всем пунктам: выпадение из принятой системы координат - смерти подобно; 70 вариантов - это запредельно; нам платят не за оригинальность; придумывать черные квадраты не надо, лучше учиться рисовать как Фра Анжелико (или хотя бы Цеслер с Войченко :);Мир потолков" - это даже хуже, чем "Мир кожи"; вернуть Статую Свободы французам - идея полна внутренних смыслов, но дебильна... Во-вторых, спросить: и зачем тогда такую банальщину писать? :)
03.04.2003 20:58rina
"Оно наиболее точно отражает именно ненормальность объединения" очепятка чтоли?
03.04.2003 21:27Funky etc
опять "взвейтесь и развейтесь", а где БэБэДэО? Хочу БэБэДэО, а не слабые диванные постанывания на тему Чудаковатого клиента, все все про это знают
04.04.2003 02:47Клим Чумаков
Бывало зайдешь к Сергеичу чайку с сальцом куснуть, а он заводит в очередную свою байку про дружбу с Малевичом и про то как он ему идейку про квадрат подкинул. Подкинул, говорит, шоб клюнул дурачок, а он взял и клеванул, да так, шо по локоть. Вот и мучается теперь Сергеич, король, блин, китча. А я ему - не горюй, папаша. Иди в рекламу, бабок будет - умоешься. Вот прикинь, прихожу к клиенту, а он мне - хошь пять тонн баков? Я ему - а за шо? А он - а за ни шо! Придумай мне пять словечек мудреных, и даже не пять, а пятьдесят. Короче, семьдесят пять. А я тебе бабла навалю... Но если ты, падла, про меня в колонке напишешь - урою, гнида. Вот я и думаю, писать, или не писать. Напишу, уроет. Как пить дать, уроет, а не напишу, дык, об чем же писать еще? Написал... Так вот, говорю, Сергеич, пойдем к нам, в рекламу, бабло косить, мы для какого-нить мыловара лицо сбацаем - Венеру. Будет у нас Венера лицом Сорти. Прикинь, Сергеич, ты, я, Сорти и Венера. Милошская. И бабло. Мы с тобой потом на енти бабки... да на кой хрен нам после ентого бабки? Нам потом в америку срулить и статую выкупить. Слышь, эти папуасы, вздумали статую в европу отправить. Диэйчэлем, дебилы. Вот уроды, если UPS привлечь, процентов на 30 дешевле будет, а через Россию прогнать на танкере Михайло Устюжный, так тремя ящиками "смирновки" управимся. Короче опять заработаем. Короче, Сергеич, приезжай скорей и забери меня отсель, надоело колонку писать, сил больше нету, а позади Москва.
04.04.2003 03:12Твой Клим
P.S. Сергеич, забыл тебе сказать (я давно тебе это хотел сказать, но все время напиваюсь и забываю), так вот, я про школу. Я тут подумал и решил, что твоя "Академия художеств" неплохая в принципе вещь. Вот я сравнил со "Строгановкой", но енто не то, мастерства там не видно, прикладники не более; "1905 года" - вообще перлы - зачаточная форма промдизайна в виде иконописи, питерская ак. художеств - Питеру-питерское. Кузница кадров - Суриковка - Фан фан Тюльпан. Ну а твоя стезя - дык, туды и не попадешь, я провалился на истории. Я уже не помню, но кажется мадам Воробьева, свалила меня, чудака. Мол, недостоин, мол не знаю шо на оборотной стороне Усть-пупинского монастыря начертано. Дык, Сергеич, кадыж мнеб знать, я бы тоже, в герои, а так, прости, но очень хочется к твому таланту примазаться.
04.04.2003 06:2340len
Вот ведь странно получается!
"выскажи свое мнение" уже поинтересней всякого салата будет!
04.04.2003 09:29Фреда
Однако, Господа...
04.04.2003 09:29Нач.отдела кадров
2 Клим: написано действительно хорошо, но, к сожалению, в колумнисты Состава мы Вас все равно не возьмем. Нужна справка минимум от трех Академиков рекламы, что вы с ними постоянно пиво пьете. И еще хотя бы от одного - что при этом закусываете (у Влада ,правда, такой справки нет, но кто ж ему на слово не поверит... :)
04.04.2003 10:41Bretange
Да, Влад... У твоих читателей явно весеннее обострение. Терпи. Это плата на публичность: любой крейзи может примазаться. Но Клима клином выбивают! Сохраняй свой стиль и свою своеобычность. Я лично ради этого тебя и читаю уже второй год.
04.04.2003 11:20maltus
Хорошее слово "своеобычность". Меткое.
04.04.2003 12:34Александр
70 вариантов это не так много. Бывает и больше и не названий, что делается горахздо быстрее, а TV-роликов. На моей практике встречались такие клиенты. хотя подобные требования всегда явный признак того, что клиенты не знают, чего хотят. Главное не сколько вариантов они хотят, а сколько они за этот цирк готовы заплатить. В конце концов это их право. Так что Гарик, не отказывайся сразу. ;-)
04.04.2003 12:55Щавель
Думаю я не в кол-ве вариантов дело а в их кач-ве ...
Сделать 10 и шоб на один клюнул ...
а салат действительно скучноват ... с бОльшим удовольствием читаю мнения
04.04.2003 13:00Щавель
Думаю я не в кол-ве вариантов дело а в их кач-ве ...
Сделать 10 и шоб на один клюнул ...
а салат действительно скучноват ... с бОльшим удовольствием читаю мнения
04.04.2003 13:21Panzer
Салат пресноват.
04.04.2003 15:09Блик
Салат пресноват?! Пресноват салат?! Салат им пресноват! Так ведь Великий пост, господа! Нельзя ругаться в пост, а Владислав, как человек православный, старается сдерживать свои бурные эмоции. По-моему, тема копий и клонов очень интересна и актуальна. Не все прсоекли это. Вот судебная ситуация с Гарри Поттером и Таней Гроттер - прекрасное тому подтверждение.
04.04.2003 15:42maltus
to Блик. Вот, наверное, Влад оторвется в пасхальной колонке-то...
04.04.2003 17:03Ashot
2 maltus: "своеобычность", сдается мне, это тонкая филологическая издевка над Васюхиным... :0)
04.04.2003 17:11arishta
to Блик. 1)легко сдерживать то, чего нету. 2) Влад не особенно старался тему развивать, а темку для разговоров подкинуть - это не главная задача колумниста, ИМХО. Да и не нова темка-то.
to Нач.отдела кадров. "Демоническая женщина всегда чувствует стремление к литературе.
И часто втайне пишет новеллы и стихотворения в прозе.
Она никому не читает их.
- К чему?
Но вскользь говорит, что известный критик Александр Алексеевич, овладев
с опасностью для жизни ее рукописью, прочел и потом рыдал всю ночь и даже,
кажется, молился - последнее, впрочем, не наверное. А два писателя пророчат
ей огромную будущность, если она наконец согласится опубликовать свои
произведения. Но ведь публика никогда не сможет понять их, и она не покажет
их толпе.
- К чему?
А ночью, оставшись одна, она отпирает письменный стол, достает
тщательно переписанные на машинке листы и долго оттирает резинкой
начерченные слова;
"Возвр.", "К возвр".(с) Тэффи
04.04.2003 17:41felix
Малтусу: своеобычность - это оригинальность. а у читателей - точно весеннее обострение.
04.04.2003 18:50Rose
А я видела "Мир герметиков".
04.04.2003 20:14Сергей
А я читал эти высказывания под какой то новостью пару дней назад и немог понять, про какие 70 вариантов... ну вы в курсе.
05.04.2003 14:32Ольга
Добрый день Влад, предлагаю вам посетить http://www.koko.lt/rus/ - это сайт ведущего ПР агенства в Литве. Повеселитесь не меньше, чем мы читая ваше меню..
05.04.2003 17:53Z
70 вариантов? Какие проблемы!
1. Чёрный квадрат (100%)
2. 99%(процентно)черный квадрат
.....
69. 31%(процентно)черный квадрат
70. 30%(процентно)черный квадрат.
Можно вариантность и до ста довести :)
06.04.2003 22:20Киллер Котлера
2 Клим Чумаков >
Уважаемый коллега, СТИЛЬНО!! Посмотреть бы на Ваше портфолио... или как там енто вы бы выразились...
2 Z >
Ежели у Вас 100, то предлагаю бесконечность или теорию предела. Перекрашивать - одно, а как насчет реально отдельно сто'ящих и ст'оящих креативных концепций? Вот у меня, например, сложнейшая задача% создать и выкристаллизовать 3 темы одной большой программы, кот. будет копеечку стоить такую, что не дай Бог хотя бы одна из тем - концепций - даст течь. Ногу сломишь, разум потеряешь, и жить перехочется. Помогите с фокусом, Влад.. иначе чувствуешь себя тем самым круглым нулем, которым только и можно, что умножать, умножать и еще раз .. Вы поняли мою мыслю, или криво улыбнулись - тоже нормально.
*
07.04.2003 16:55Анатолий Четвериков
"Импрессионисты выбросили сюжет - Постимпрессионисты отказались от светотени и воздуха - Кандинский выбросил изображение, Мондриан - цвет и эмоции. Малевич сделал последний шаг в этом направлении: он не нарисовал ничего: черный квадрат, отсутствие всего."
"Малевич доказал с математической точностью, что творчество — ничто, реклама — всё. Оказалось, достаточно предъявить просто геометрическую фигуру — и хозяева шоу-бизнеса доделают остальное: докажут, что миру явлен шедевр, что в диагоналях квадрата заключено мировоззрение пророка вкупе со всей философией нового времени! И перед такой безапелляционной наглостью все пасуют. ... Рынок успешен там, где изготавливаются предметы, имеющие реальные потребительские свойства. Отличить хороший автомобиль от плохого легко, и ни одна самая назойливая реклама не заставит покупателя поверить, что кривобокая проржавелая повозка на одном колесе да еще со спущенной шиной удобнее традиционного “мерседеса”, а лучше — “роллс-ройса”. (Михаил Чулаки)
"Кто из нас, - спрашивает Главный Рекламист у ... аудитории, - не сможет забрать деньги у доверчивого Потребителя, наврав ему с три короба? Публика радостно ржёт: все могут! Но первым додумался Мавроди. Повторить можно многое. А вот придумать... А надо ли?"
08.04.2003 00:28Клим Чумаков
О! Анатолий Четвергов! Как долго ждал я умных слов!
Я думал ты совсем издох. А ты скрывался, блин, как лох. Но вот ты здесь, и здесь же я! Давай воспрянем ото сна. Ты говоришь импрессинизм, постмодернизм и кандицизм! Не дурно, крошечка моя, подкован ты, как три рубля! Вот Мондриан тебя подвел. Малевич раньше был, козел. Квадрат был создан до того, чем Мондриана полотно. И не один, а целых два! Два черных, милая моя. Ассоциацией полна твоя дивичья голова. Красиво пишешь, говоришь, красиво спишь и не храпишь. Храплю ли я? Нет не храплю. Мой храп не нужен никому. Мавроди первым был? Атас! Он первым был, лишь тут... для нас. Давно известны в этом мире, лохи воспетые в сатире. Мавроди это повторил, за это мы его в сортир. Что сделал ты? Спроси его. Народ ограбил, Вот фуфло. А ты его и так и сяк, мудренный, дескать, был чувак, а Вы за ним идете вслед, изобрели велосипед. Нет, Анатолий Четвергов, не делай ты из нас ослов. Ослы не мы! Мы не ослы! И ты за то не голоси. Ты б умный был, каб меньше жил. И я, все тот же Чумаков, тебе не дам лепить лохов!
08.04.2003 01:33Анатолий Четвериков
Климу Чугункину: Вы зря на ночь читаете Каутского! Хотя определённый прогресс есть: трактир - игра на балалайке - служба в очистке - сложение стихов.
08.04.2003 13:46umische
))
09.04.2003 18:26Анатолий Четвериков
Модератору: Очевидно, Вы были чем-то заняты.
09.04.2003 18:27Анатолий Четвериков
В популярное московское кафе, славящееся оригинальными салатами, вваливается группа неопрятно одетых товарищей. Невольно прислушивающиеся к их беседе посетители, с немалым удивлением узнали, что один из них, называющий себя то Клим, то Полиграф Полиграфыч, крайне возмущён поведением Приёмной комиссии Строгановского училища. "Галстук им мой, видите-ли, не понравился! А, что галстук, мне его Дарья подарила! Я им даже не успел стихов прочитать!" Один из товарищей в ответ мягко намекнул, что, мол, всё дело в одеколоне. "Сирень" и в малых количествах трудно переносится преподавателями творческих вузов, а пол-флакона это серьёзная доза даже для какого-нибудь много повидавшего прапорщика. Главный герой разразился бурной негодующей речью (рифмованной!), обильно сдобренной, используемым почему-то в качестве неологизма, словом "блин", после чего потребовал убрать "эти салаты" и немедленно принести варёной требухи... Обещанную далее игру на балалайке я дожидаться не стал. Ушёл.
22.04.2003 10:19Твистер
Опять начинается!
Человек обощил свои мысли (совпадающие, например, с моими процентов на 98), а его мордой в салат!
Пресноват и пр. Да, нормально все! И точно!
тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2
При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail