|
Глава 4.
Канадский дедушка
Особых событий на прошлой неделе не было. Андрей и еще три человека, которых он взял для работы на производстве, потихоньку приводят завод в порядок - меняют полы, "чинят" стены, отмывают оборудование. Я со своими людьми продолжаю работать над расширением клиентской базы.
Сейчас же я расскажу о том, как мы искали завод. В прошлый раз рассказать все в полном объеме не было возможности.
Изначально, если помните, мы искали завод не для того, чтобы его купить - это решение пришло позже, а для того, чтобы разместить там заказ либо арендовать производственную линию. На идею о покупке нас натолкнул случай с канадским инвестором. Но - по порядку.
Первый завод, который мы посмотрели, находится в 6-8 км от от МКАД. Общая площадь всех помещений около 400 квадратных метров. Стоят две старые печи 60-х годов, не очень старый, но "потрепанный" куттер (место, где замешивается фарш). Состояние плохое, грязь везде. Налицо - необходимость ремонта, причем капитального. Причем, цех действующий. Когда мы пришли, двое рабочих - то ли молдаван, то ли узбеков - как раз крутили сосиски. Продавали цех за $250 000, про аренду даже говорить отказались. Хозяин всего этого хозяйства живет в Америке, а разговаривал от его имени какой-то кавказец. Он спросил, чем конкретно мы занимаемся, мы объяснили, что производим деликатесы для ресторанов, и он предложил делать совместный бизнес: "Рабочая сила у меня дешёвая, я вам даю помещение - вы занимаетесь сбытом". Нас это, естественно, не устраивало, но мы сказали, что подумаем и откланялись. Через какое-то время мне на мобильный звонит из Америки хозяин - Сергей. Предложил купить завод в рассрочку, но цену скинуть не захотел. К тому же, судя по бумагам, у него там все даже не оформлено толком - в любое время все это забрать могут. В общем, мы отказались.
После этого поехали смотреть ещё один цех - на Таганке. Там в подвале пошивочной фабрики "Вымпел" мужик поставил 10 шкафов, в которых коптил кур, разделочные столы и упаковочное оборудование. Нас, в принципе, в первую очередь интересовала как раз упаковка. И вот, встречает нас мужик, у которого на руках в общей сложности не хватает шести пальцев - потерял в процессе работы. Предложил переуступить права аренды плюс микроавтобус "Мерседес" за 20 000 долларов. После двух часов торга он "упал" до 12 000 долларов, а в итоге готов был избавиться от всего этого хозяйства за 5 000 долларов. Но, подумав, мы отказались. Оборудование там стоит изжившее себя еще в 1960-лохматом году. Столы, шкафы… - копеечные, только 309-ый "Мерседес" 90-го года этих денег и стоил… В общем, мы решили, что иметь дело с переуступкой аренды - зря потраченное время.
Третий цех - под Химками. Там в помещении бывшего дома быта на первом этаже стоит печь и упаковочная, на втором этаже - оборудование для разделки туш и производства полуфабрикатов типа "азу", "гуляш" для ресторанов. Они готовы были нам сдавать первый этаж за 600 долларов в месяц. Это не так дорого, и нас в принципе всё устраивало, но добираться туда без машины - очень тяжело. Мне-то, конечно, все равно, а Андрею и остальным пришлось бы слишком много времени тратить на дорогу. Андрей живет в Выхино, и сейчас, чтобы добраться до нашего завода тратит 30 минут - садится на электричку, и через 15-20 минут уже в Ильинском.
Четвёртый завод - "Парус +", находится на территории бывшей обувной фабрики. Помещение купила одна западная компания в лице, извиняюсь за тавтологию, лиц кавказкой национальности. Они выступают одним из основных операторов сырьевого рынка, то есть ввозят китайскую и польскую свинину. Два года назад они отремонтировали свободные помещения, поставили туда мини-цех по производству колбасных изделий. Но через 3-4 месяца закрылись - не нашли сбыта. После этого они даже не удосужились почистить оборудование - всё поржавело, а ведь ремонт стоит очень больших денег. Но дело даже не в этом - в аренду сдавать цех они отказались. Как выяснилось, они на нас вышли через знакомого ветврача и изначально не собирались отдавать производство. "Мы, - говорят, - про вас много слышали и хотели с вами организовать совместный бизнес. Мы готовы вложить деньги в реконструкцию этого завода, предоставить вам всё что необходимо, и хотим, чтобы вы год-два поработали, настроили нам бизнес. Давайте на два года с вами заключим договор". Ну, мы с Андреем переглянулись, сказали, что нам надо подумать, хотя было ясно, что там делать нам нечего.
Где-то между посещениями этих заводов, нам позвонил Сергей ("американец"), и сказал, что у него была встреча "с интересными людьми, канадцами", которые вышли на него в связи с продажей того цеха и которые "серьёзно нами заинтересовались". Они с той стороны выводили на IPO "Вимм-Билль-Данн", то есть люди и правда солидные. Сергей спросил, можно ли дать мой телефон им, я разрешил. Было интересно - что такие люди хотят от меня.
Буквально через час мне перезвонил молодой человек, представился менеджером компании "X", и сказал, что его хозяин хочет встретиться с нами. Назначил нам встречу у японского ресторана в районе "Академической", сказали, что ждать нас будут в чёрном "Мерседесе". Мы с Андреем напялили лучшие костюмы, поехали.
По тачке сразу стало понятно, что хозяин - человек солидный. Автомобиль хоть и не последней модели и не совсем новый, но внутри навороченный. В машине сидел пожилой мужчина лет под 60, седоватый, с бородкой… Холеная европейская внешность… сразу видно - богатый иностранец (он эмигрировал из России 20 лет назад). Мы представились, рассказали, чем занимаемся. Его особенно заинтересовало то, что мы с ресторанами много работаем. Мы объяснили, что выбрали такую стратегию, чтобы нивелировать сезонность продукта. Беседовали часа два, потом он, не выходя из машины, сделал нам предложение. "Я, - говорит, - давно таких искал. У меня собственная компания, основной бизнес в Канаде, в Америке филиал и филиал в Москве - производство сэндвичей. Свой завод. Давно ищу ребят, которые бы управляли этим бизнесом. Но меня интересуют не только консервы, но и производство колбасных изделий деликатесной группы - то, что вы делаете". В двух словах: он собирается организовать холдинг, сертифицироваться по ISO, а потом выходить на IPO. Прибыль - пополам.
Он дал нам на рассмотрение пакет документов по выводу предприятия на IPO. Предложил подумать недели две, а потом снова встретиться. С одной стороны все это звучало заманчиво, а с другой - я сразу понял, что его не интересовал ни процесс построения бизнеса, ни создания торговой марки, ни ее раскрутки… Для него бизнес - просто товар, который можно удачно продать.
Но тогда мы с Андреем решили попробовать. Своих денег у нас нет для того, чтобы организовать большой бизнес. К тому же, мы ведь ничего не теряли - повкалывали бы как топ-менеджеры, посмотрели бы, как это работает, заработали бы денег для собственной компании.
На вторую встречу канадец пригласил только меня, как генератора идей. Решили, что приступаем к поиску помещения для производства. Его больше интересовала не аренда, а покупка земли либо готового предприятия. Я рекомендовал по поиску производства работать с Андреем, потому что моя сторона - всё-таки сбыт. Андрей вместе с ним объехал три завода, и в два места с ним съездил я. Один завод - просто сказка, мечта. Это даже не завод, а целый агропромышленный комплекс, 1,2 га, под Коломной. Современный животноводческий комплекс с модулем аналогичным нашему, и ещё база механизации, уже проданная. Стоит свиноматочник, рядом - телятник, тут же, на территории комплекса, гостиница для рабочих. Все новое - постройки примерно 1997 года, но он 4 года как законсервирован. Принадлежит какому-то депутату ГосДумы. Во время организации этого комплекса, он был еще не депутатом, а местным бандитом. Сейчас же занимается строительством гостиниц на Черноморском побережье, и ему этот комплекс уже не интересен.
За животноводческий комплекс без земли просили 850 000 долларов, если с землёй - 1,7 млн долларов. Единственный минус этой "мечты" - по возможностям завод ограничен, рассчитан на 500 - 800 кг в смену. А наш - хоть и меньше, уже сейчас может производить это количество, а потом - и 1 200 кг, а если поставить дополнительную печь, то можно и 2 000 кг в смену. В общем, Андрей сказал, что этих денег модуль не стоит - маленький.
Смотрины эти были по-своему интересными еще и своим антуражем.
На подъезде к комплексу нас встретили черные "Жигули", "девятка". Когда заехали на территорию, следом подъехала ещё одна точно такая же "девятка", а потом - чёрный "Мерседес". Оттуда вышли человек десять. Все - в одинаковых черных кожаных куртках, спортивного телосложения, с бритыми затылками. У меня возникло ощущение, что я вернулся в 1991 год или являюсь участником сериала "Бригада".
В общем, мы сразу отказались - сказали, что комплекс нам не подходит по техническим параметрам.
…Потом канадец созвонился с одноклассником, который является помощником депутата и курирует вопросы недвижимости, и тот предложил земельный участок в районе Подольска. 50 соток за 50 000 долларов. Идея была такая: взять землю, купить модуль в Германии и поставить. Канадец сразу загорелся, но когда мы посчитали все накладные расходы, то решили искать завод дальше. Ездили еще под Одинцово - там цех по производству кетчупов и майонезов. Тоже большой - 700 кв метров, но бестолково как-то спланированный. К тому же, рядом со школой - ни одна санэпидемстанция не разрешит.
По дороге из Одинцово в Москву канадец спросил у меня, зарегистрирована ли у нас компания (у нас все было на стадии подготовки к регистрации) и предложил оформить все на него. Я сразу напрягся. Говорю, давайте создадим совместное предприятие, в учредительских документах пропишем все детали наших взаимоотношений. Это ему не понравилось, и он всю дорогу - часа два пытался меня переубедить. По приезде в Москву я позвонил Андрею, рассказал ему все - и мы решили, что нам пора расставаться с этим человеком.
Таким вот образом. А потом нам позвонил тот приятель Андрея, и мы увидели завод в Ильинском.
|
|
|
|
|
|
|
|
|