Sostav.ru - Право - Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 января 2001 г. N 5382/00 "Неправильное применение судом законодательства о рекламе привело к незаконному удовлетворению исковых требований о признании недействительным предписания территориальног
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Право

 
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 16 января 2001 г. N 5382/00
"Неправильное применение судом законодательства о рекламе
привело к незаконному удовлетворению исковых требований
о признании недействительным предписания территориального управления
Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства"
 
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.99 по делу N А56-29772/99 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2000 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, объяснения представителей истца и ответчика и выступление первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, подержавшего протест, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Оутдор Медиа Менеджмент" (далее - ООО "ОММ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Территориальному управлению Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - антимонопольное управление) о признании недействительным предписания последнего от 09.11.99 N 09-2094/59 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением от 15.12.99 исковое требование удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 20.03.2000 решение оставил без изменения.
В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "ОММ", являясь рекламораспространителем, разместило на улицах города Санкт-Петербурга наружную рекламу водки "Флагман", являющейся алкогольным продуктом с 40-процентным содержанием этилового спирта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта") реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
В связи с выявленным фактом нарушения указанной нормы Закона комиссией антимонопольного управления в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О рекламе" возбуждено и рассмотрено дело N 09-2053/97.
Решением комиссии от 09.11.99 ООО "ОММ" признано совершившим данное правонарушение. На основании решения комиссии антимонопольным управлением принято оспариваемое предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Принимая решение о признании предписания недействительным, судебные инстанции исходили из того, что статья 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта" применима только к тому кругу лиц и в той области деятельности, которые этим законом регулируются, и не распространяется на отношения, возникающие в сфере производства, изготовления и распространения рекламы, в связи с чем рекламораспространитель не может быть привлечен к ответственности за нарушение указанной нормы.
Между тем в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
При этом смысл статьи 3 Федерального закона "О рекламе" не может быть уяснен вне связи с предметом регулирования, целями и сферой применения этого Закона и, следовательно, Закон не может применяться в отрыве от законодательства, регулирующего производство, размещение и распространение рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации.
Из содержания статьи 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта" следует, что данная норма устанавливает дополнительные к статье 16 Федерального закона "О рекламе" требования относительно мест распространения рекламы крепких алкогольных напитков, то есть регулирует правоотношения, возникающие в процессе распространения рекламы определенного вида товара и, следовательно, в силу упомянутой статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является составной частью системы законодательства Российской Федерации о рекламе.
ООО "ОММ" является рекламораспространителем алкогольной продукции (водки "Флагман").
Согласно статье 30 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
Таким образом, требование антимонопольного управления к рекламораспространителю о снятии с распространения рекламы водки "Флагман" в местах, не отвечающих установленным требованиям, правомерно.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил - решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.99 по делу N А56-29772/99 и постановление Федерального арбитражного суда Северно-Западного округа от 20.03.2000 по тому же делу отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Оутдор Медиа Менеджмент" в удовлетворении иска о признании недействительным предписания от 09.11.99 N 09-2094/59 Территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отказать.
 
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации                                                                                       М.К.Юков


Законодательство
Споры
Обзоры судебной практики
Решения Конституционного Суда РФ
Решения Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 1997 г. N 1489/97 Изображение различительных элементов, напоминающих о конкретном алкогольном товаре, так как они ранее использовались при рекламе этого товара, признано рекламой алкогольных
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июля 1999 г. N 1089/98 Антимонопольные органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании установлен
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 августа 1999 г. N 83/99 Суд не учел того, что антимонопольный орган принял меры лишь по пресечению рекламы, а не привлечению к ответственности ООО за нарушение Закона "О рекламе". Для выяснения н
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 октября 1999 N 3331/99 Спор о признании недействительным акта государственного органа возник из-за нарушения средством массовой информации требования статьи 12 Закона "О рекламе", в соответствии
Решение Верховного Суда РФ от 26 октября 1999 г. N ГКПИ 99-846 Об отказе в признании незаконными "Разъяснений о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собр
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 февраля 2000 г. N 6182/99 Торговые организации вправе определять норматив предельных расходов на рекламу, исходя из объема выручки от реализации продукции (работ, услуг), а в случае использования
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 января 2001 г. N 5382/00 "Неправильное применение судом законодательства о рекламе привело к незаконному удовлетворению исковых требований о признании недействительным предписания территориальног
Определение Верховного Суда РФ от 23 октября 2001 г. N 5-г01-133 "О налоге на рекламу в г.Москве"
Публикации
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов