Постановление Президиума
Высшего Арбитражного Суда РФ
от 16 января 2001 г. N
5382/00
"Неправильное
применение судом законодательства о рекламе
привело к незаконному
удовлетворению исковых требований
о признании
недействительным предписания территориального управления
Министерства по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства"
Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного
суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.99 по делу N
А56-29772/99 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного
округа от 20.03.2000 по тому же делу.
Заслушав и
обсудив доклад судьи, объяснения представителей истца и ответчика и выступление
первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, подержавшего
протест, Президиум установил следующее.
Общество с
ограниченной ответственностью "Оутдор Медиа Менеджмент" (далее - ООО
"ОММ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области с иском к Территориальному управлению Министерства по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации
по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - антимонопольное
управление) о признании недействительным предписания последнего от 09.11.99 N
09-2094/59 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе.
Решением от
15.12.99 исковое требование удовлетворено.
Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 20.03.2000 решение
оставил без изменения.
В протесте
первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается
названные судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в
удовлетворении иска.
Президиум
считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из
материалов дела, ООО "ОММ", являясь рекламораспространителем,
разместило на улицах города Санкт-Петербурга наружную рекламу водки
"Флагман", являющейся алкогольным продуктом с 40-процентным
содержанием этилового спирта.
В
соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта")
реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов
объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих
деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением
требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
В связи с выявленным
фактом нарушения указанной нормы Закона комиссией антимонопольного управления в
соответствии со статьей 26 Федерального закона "О рекламе" возбуждено и
рассмотрено дело N 09-2053/97.
Решением
комиссии от 09.11.99 ООО "ОММ" признано совершившим данное
правонарушение. На основании решения комиссии антимонопольным управлением
принято оспариваемое предписание о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе.
Принимая
решение о признании предписания недействительным, судебные инстанции исходили
из того, что статья 17 Федерального закона "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта" применима только к тому кругу лиц
и в той области деятельности, которые этим законом регулируются, и не
распространяется на отношения, возникающие в сфере производства, изготовления и
распространения рекламы, в связи с чем рекламораспространитель не может быть
привлечен к ответственности за нарушение указанной нормы.
Между тем в
соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" законодательство
Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона и
принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
При этом
смысл статьи 3 Федерального закона "О рекламе" не может быть уяснен
вне связи с предметом регулирования, целями и сферой применения этого Закона и,
следовательно, Закон не может применяться в отрыве от законодательства,
регулирующего производство, размещение и распространение рекламы на рынках
товаров, работ, услуг Российской Федерации.
Из содержания
статьи 17 Федерального закона "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта" следует, что данная норма
устанавливает дополнительные к статье 16 Федерального закона "О рекламе"
требования относительно мест распространения рекламы крепких алкогольных
напитков, то есть регулирует правоотношения, возникающие в процессе
распространения рекламы определенного вида товара и, следовательно, в силу
упомянутой статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является
составной частью системы законодательства Российской Федерации о рекламе.
ООО
"ОММ" является рекламораспространителем алкогольной продукции (водки
"Флагман").
Согласно статье 30 Федерального закона
"О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за
нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся
времени, места и средств размещения рекламы.
Таким
образом, требование антимонопольного управления к рекламораспространителю о
снятии с распространения рекламы водки "Флагман" в местах, не
отвечающих установленным требованиям, правомерно.
Учитывая
изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил
- решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от
15.12.99 по делу N А56-29772/99 и постановление Федерального арбитражного суда
Северно-Западного округа от 20.03.2000 по тому же делу отменить.
Обществу с
ограниченной ответственностью "Оутдор Медиа Менеджмент" в
удовлетворении иска о признании недействительным предписания от 09.11.99 N
09-2094/59 Территориального управления Министерства по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства Российской Федерации по Санкт-Петербургу и
Ленинградской области отказать.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного
Суда
Российской Федерации М.К.Юков