Решение Верховного Суда
РФ от 26 октября 1999 г. N ГКПИ 99-846
Именем
Российской Федерации
Верховный
Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего
Ю.Д.Редченко
при секретаре
М.А.Емельяновой
с участие
прокурора А.В.Федотовой
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Паниной Наталии
Николаевны о признании незаконными (недействующими) "Разъяснений о некоторых вопросах
проведения предвыборной агитации в период избирательной компании по выборам
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
третьего созыва", утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации от 13 августа 1999 года N 8/52-3, в части запрета на
рекламу указанных в пунктах 7 и 8 данных Разъяснений лиц и организаций, а также осуществление ими
благотворительной деятельности до подачи этими лицами заявления в избирательную
комиссию о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы,
установил:
Панина Н.Н.
обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием,
сославшись на то, что содержащиеся в пунктах 7 и 8 Разъяснений положения, в
части запрета на рекламу физических и юридических лиц и осуществление ими
благотворительной деятельности в период с 10 августа 1999 года до подачи этими
лицами в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться кандидатом
в депутаты Государственной Думы, не соответствуют требованиям Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
" и Конституции Российской Федерации.
В жалобе
указывает также на то, что с учетом указанных разъяснений для гражданина, не
принявшего к дате опубликования Указа Президента Российской Федерации (10 августа 1999 г.) о назначении
выборов решения об участии в выборах в качестве кандидата в депутаты,
осуществление им разрешенной законом благотворительной деятельности, а также
опубликование статей о его деятельности без связи с выборами депутатов
Государственной Думы в том числе в форме имиджевой рекламы фактически влекут
невозможность его участия в выборах в качестве кандидата в депутаты
Государственной Думы в случае, если он позднее принял решение об этом, что
является ограничением его пассивного избирательного права без законных на то
оснований.
В судебное
заседание заявительница Панина Н.Н. не явилась. Из поступившего от нее
сообщения следует, что она не возражает против рассмотрения дела в ее
отсутствие и кроме того утверждает, что действие п.8 ст.48 и п.3 ст.60 Федерального закона
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации ", содержащие указанные выше запреты, распространяется лишь на
граждан, ставших кандидатами в депутаты и лишь со временем приобретения ими
такого статуса, а не со дня начала избирательной кампании.
Представители
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Смирнов А.А. и Егорова
А.А. с жалобой не согласились и пояснили при этом о том, что положения, содержащиеся
в п.п.7 и 8 Разъяснений
Центризбиркома Российской Федерации, полностью соответствуют требованиям
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации и избирательных прав граждан не нарушают.
Выслушав
объяснения представителей Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в
удовлетворении жалобы отказать. Верховный Суд Российской Федерации находит ее
не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В
соответствии с пунктом 4 ст.41 Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (долее
Закон о выборах депутатов) не имеют права заниматься благотворительной
деятельностью в ходе избирательной кампании кандидаты, избирательные
объединения, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами или
членами руководящих органов которых являются указанные лица, а равно иные
физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению
указанных лиц и организаций.
Физическим и
юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от
имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных
блоков, их уполномоченных представителей.
Аналогичные
требования по этому вопросу содержатся и в п.8 ст.48 названного выше
Федерального закона в отношении зарегистрированных кандидатов.
Согласно п.3 ст.52 этого же Закона запрещается
проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные
предвыборные материалы (включая и рекламу коммерческой и иной деятельности
кандидатов) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также
учреждениям или организациям. Как установлено судом, постановлением Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации от 13 августа 1999 г. N 8/52-3 были
утверждены указанные выше Разъяснения из содержания пунктов 7 и 8 которых следует, что
любая реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, на период с 10
августа 1999 года до регистрации кандидата должна быть приостановлена, а с
момента указанной регистрации может проводиться исключительно за счет средств
соответствующего избирательного фонда.
С этого же
времени запрещается физическим и юридическим лицам осуществлять
благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов,
избирательных объединений и на этот период такая деятельность указанных лиц
должна быть приостановлена.
По
утверждению представителей Центризбиркома Российской Федерации Смирнова А. А. и
Егорова А.А. содержащиеся в приведенных положениях Разъяснений ограничения
касаются только граждан, ставших кандидатами в депутаты, и именно со дня
приобретения ими такого статуса, т.е. с того времени, как это и указано в
законе.
Учитывая,
что политические общественные объединения, являющиеся юридическими лицами,
приобретают статус избирательного объединения со дня опубликования Указа Президента Российской
Федерации о начале избирательной кампании, а граждане соответственно могут
приобрести статус кандидата в депутаты также с этого же дня, то в Разъяснениях
и было указано о необходимости приостановления данными лицами рекламной и
благотворительной деятельности, связанной с выборами депутатов Государственной
Думы, со дня начала избирательной кампании, что полностью соответствует
требованиям закона.
В случае,
если проводимая рекламная и благотворительная деятельность физических и
юридических лиц после объявления начала избирательной кампании никак не связана
с выборами депутатов Государственной Думы, она продолжает осуществляться в
соответствии с действующим на этот счет законодательством Российской Федерации.
Данное
утверждение представителей Центризбиркома Российской Федерации материалами дела
не опровергнуто.
При таких
обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом
оснований для отмены оспариваемых положений Разъяснений Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации не имеется.
Довод
заявительницы Паниной Н.Н. о том, что Разъяснения Центризбиркома Российской
Федерации в отличие от положений, содержащихся в п.4 ст.41 и п.8 ст.48 Федерального закона о
выборах депутатов, ограничивают права граждан на проведение рекламной и
благотворительной деятельности со дня объявления избирательной кампании, а не
со дня, когда гражданин приобрел статус кандидата, как это предусмотрено
законом, не может быть в данном случае принят во внимание, поскольку,
установленные Разъяснениями, ограничения с указанного выше времени касаются
названной деятельности, если она связана с выборами депутатов и носит
агитационных характер. Если такая деятельность не имеет отношения к выборам
депутатов, на нее указанные ограничения не распространяются. Заявительницей в
подтверждение довода о нарушении предусмотренного законом ее права на
осуществление рекламной и благотворительной деятельности, не связанной с
выборами депутатов, после объявления начала избирательной кампании каких-либо
доказательств не представлено и ее вывод об этом по существу основывается лишь
на предположениях без учета фактического содержания оспариваемых пунктов
Разъяснений. Не может быть признана обоснованной и ссылка Паниной Н.Н. на то,
что данными Разъяснениями, в нарушение требований ст.32 Конституции Российской
Федерации, были установлены дополнительные ограничения права граждан быть
избранными в органы государственной власти, т.к. она ни на чем не основана и
опровергается содержанием оспариваемых пунктов Разъяснений, из которых следует,
что они такого рода ограничений не содержат.
На основании
изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР,
Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу
Паниной Наталии Николаевны о признании незаконными "Разъяснений о некоторых вопросах
проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
третьего созыва", утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации от 13 августа 1999 года N 8/52-3, в части запрета на
рекламу указанных в пунктах 7 и 8 этих Разъяснений лиц и организаций и осуществление ими
благотворительной деятельности до подачи ими в избирательную комиссию заявления
о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы оставить
без удовлетворения.
Настоящее
решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда
Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной
форме.