|
Вадим Усков, юрист и патентный
поверенный РФ, специализирующийся на вопросах авторского права, товарных
знаков и рекламы.
Тел.: (812) 443-9525
(26) E-mail: vadim@uskov.spb.su Web: http://www.uskov.ru/
|
- Обзор опасных мест
- Рифы рекламного
законодательства
- Обзор споров по рекламе
- Что такое авторское право
- Фарватер в море авторского
права
- Товарные знаки в рекламе
- Подделки под успешные бренды
- Недобросовестная
конкуренция
- Организация тендеров
- Перетягивание каната "заказчик -
рекламное агентство" глазами юриста
|
В
нейролингвистическом программировании есть такое понятие — трансакционные
издержки. Это потери, которые возникают между людьми в процессе экономического
взаимодействия. Иными словами, реальные финансовые потери, которые несет фирма в
результате ошибок в общении ее сотрудников и/или
руководителей.
За пять лет юридической практики в области
рекламы мне доводилось часто сталкиваться с ситуацией, когда очень хорошие люди
не могли договориться между собой о простых вещах. Поэтому данный материал
посвящен типовым юридическим ошибкам (издержкам), которые мешают нормальным
людям договориться между собой.
С приобщением к
устоявшимся веками правилам и обычаям ведения бизнеса наше общество постепенно
приходит к необходимости юридического регулирования отношений в бизнесе. Однако
иногда приходится наблюдать очень забавное раздвоение внутреннего сознания
нашего бизнесмена. С одной стороны, он понимает, что юридическая поддержка в
принятии решений необходима (визирование контрактов, своевременные
консультации), а с другой стороны, этот же самый “купец” скупится на юристов,
полагая, что все они только и думают, как обмануть и “раздуть” своего клиента.
Все это было бы так забавно, если бы не было так грустно. Ведь именно отсутствие
юридически грамотных документов толкает бизнесменов на различные неправовые
“разборки”.
В классической схеме кроме заказчика и
агентства существует множество различных субподрядчиков, которые привлекаются
агентством для выполнения определенных работ. С юридической точки зрения, в
данном процессе возникают достаточно сложные цепочки гражданско-правовых
отношений, которые могут и должны быть урегулированы правовым инструментом —
договором. При грамотном выстраивании этих цепочек агентство должно закладывать
определенные “люфты” по срокам исполнения обязательств своих субподрядчиков,
страховать особо опасные участки работы и перераспределять ответственность между
всеми участниками. Некоторые даже делают это юридически грамотно...
Комиссия или
поручение
С
точки зрения действующего Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК
РФ), взаимоотношения между агентством и заказчиком регулируются главой 52
“Агентирование”. Согласно пункту 1 статьи 1005, “По агентскому договору одна
сторона (Агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой
стороны (Принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет
Принципала, либо от имени и за счет Принципала”. В переводе с юридического на
русский это означает следующее: агентство может выбрать одну из двух моделей
поведения.
По первой — агентство выступает от своего имени
(хотя и по поручению заказчика), а следовательно, и агентство несет
ответственность за нарушение обязательств теми же субподрядчиками. С правовой
точки зрения, наиболее близкая аналогия данного типа отношений имеется в 51
главе ГК РФ “Комиссия”.
По второй модели, агентство,
выполняя те же самые действия, не выступает от своего имени в договорах с
субподрядчиками, а действует от имени своего заказчика, получив от него
соответствующую доверенность. Этот тип отношений подробно описан в главе 49 ГК
РФ “Поручение”.
К сожалению, многие рекламные агентства и
заказчики просто не знают этого, а следовательно, не понимают разницы между
двумя этими схемами, в то время как это принципиально влияет на разграничение
ответственности. Поэтому я настоятельно рекомендую познакомиться с
вышеуказанными главами Гражданского кодекса.
А главбух
против…
Несмотря
на сложности при согласовании договора между агентством и заказчиком,
юридические проблемы этих взаимоотношений, увы, не заканчиваются. Как правило,
после того, как генеральные директора “ударили по рукам” и сказали, что они обо
всем договорились, начинается самое интересное.
В бой
вступает “тяжелая артиллерия” в виде бескомпромиссных главных бухгалтеров. Увы,
я был свидетелем нескольких расстроенных контрактов только лишь потому, что
главный бухгалтер каждой из договаривающихся сторон считал, что прав он и только
он. Эта безапелляционная уверенность в своей правоте расстраивает так сложно
достигнутые договоренности на самом верхнем уровне. И речь идет не только о том,
как бухгалтеры мешают процессу, скорее этот печальный опыт лишь подтверждает
необходимость привлечения бухгалтеров к переговорному процессу и согласованию
бухгалтерских нюансов во время заключения договора, а не
после.
Самой типовой бухгалтерской ошибкой в рекламном
бизнесе является вынужденная проводка через 46 счет “Реализация” всех
поступающих от заказчика денег. В этом случае расчеты с субподрядчиками
засчитываются в себестоимость, при этом, любой бухгалтер подтвердит вам, как он
не хочет этого делать. Однако зачастую эта вынужденная мера (с соответствующими
налоговыми последствиями) обусловлена неграмотными формулировками договора. Об
этом следует также помнить.
Дележка
авторских прав
При созидательной работе рекламного агентства (а не только распределяющей деньги
заказчика) на выходе создаются объекты авторского права: тексты (в том числе
девизы, слоганы), фотографии, графические работы (в том числе, логотипы), аудио-
и видеоролики и т.д. Очевидно, что созданные по заказу и на деньги заказчика,
эти объекты предназначены для использования именно этим заказчиком. Однако в
нашем “забавном царстве-государстве” бывает все наоборот. Так, мне приходилось
встречать договор рекламного агентства, из которого следовало следующее.
Заказчик платит деньги за создание указанные объектов авторского права, а права
на использование этих объектов передаются заказчику отдельным соглашением с
отдельными ценниками. Выясняются эти цены, как вы догадываетесь, только на
финише, когда заказчик, довольный созданным агентством творением, уже “на
крючке”. Возникает очень интересный парадокс: чем больше рекламные агентства
думают о своих авторских правах, тем сложнее договориться с
заказчиком.
Положение усугубляется тем, что рекламисты,
“заламывая” огромные цены за авторские права, сами не до конца понимают их суть.
Так, многие путают личные неимущественные авторские права (а их пять видов) с
имущественными правами на использование (их девять видов). Если еще учесть
отсутствие авторских договоров между агентством и реальными авторами —
физическими лицами (дизайнеры, копирайтеры и т.д.), то возникает еще более
забавная ситуация... Именно поэтому я рекомендую в договоре между агентством и
заказчиком иметь раздел “Авторские права”, в котором агентство гарантировало бы
отсутствие плагиата и претензий третьих лиц, а также оградило бы заказчика от
претензий различных дизайнеров, принимавших участие в работе над
произведением.
За границей абсолютное большинство
заказчиков вполне логично и обоснованно требуют передать все исключительные
имущественные авторские права на использование создаваемых агентством
произведений. В противном случае заказчик просто не работает с данным
агентством. К этому есть смысл прислушаться и не изобретать свой оригинальный
российский велосипед…
Так кто же
виноват?
Вышеописанное перетягивание каната так и осталось бы внутренней проблемой двух
договаривающихся сторон, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что
правовые последствия от некорректного оформления внутреннего договора между
агентством и заказчиком, авторских договоров агентства с дизайнерами, отсутствие
договоров с субподрядчиками и пр. являются прямой причиной возникновения
различных судебных разбирательств. И речь не только о споре в арбитраже между
заказчиком и рекламным агентством. Опаснее споры между заказчиком и
Антимонопольным комитетом, который, согласно Закону РФ “О рекламе”, осуществляет
контроль над рекламной деятельностью. Согласно действующему российскому
законодательству, существует достаточно четкое разделение ответственности между
рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем. Об этом более
подробно было написано ранее.
В заключении цикла
материалов, посвященных беглому обзору опасных мест в море рекламного бизнеса,
хочется надеяться, что наши советы и рекомендации будут верной лоцманской
картой, которая поможет вам избежать столкновений и мелей.
***
Итак, уважаемые наши читатели, мы закончили намеченный с
Вадимом Усковым цикл из десяти публикаций. Но на этом тема юридической
безопасности рекламодателя, конечно, далеко не исчерпана. Лишним тому
подтверждением являются Ваши многочисленные звонки и
письма.
Поэтому следующим нашим шагом в освещении данной
тематики будет публикация ответов на Ваши вопросы, которые Вы можете присылать в
редакцию нашей газеты или г-ну Ускову.
До новых
встреч.
"Образование и
Бизнес" № 20 (44)
30 мая 2000 года