|
Вадим Усков, юрист и патентный
поверенный РФ, специализирующийся на вопросах авторского права, товарных
знаков и рекламы.
Тел.: (812) 443-9525
(26) E-mail: [email protected] Web: http://www.uskov.ru/
|
- Обзор опасных мест
- Рифы рекламного
законодательства
- Обзор споров по рекламе
- Что такое авторское право
- Фарватер в море авторского
права
- Товарные знаки в рекламе
- Подделки под успешные бренды
- Недобросовестная
конкуренция
- Организация тендеров
- Перетягивание каната "заказчик -
рекламное агентство" глазами юриста
|
Тема, которую мы сегодня затронем, довольно
актуальна в наши дни. Некоторое время назад я уже освещал ее на страницах
рекламного журнала YES. Сегодня же я хочу познакомить с этими материалами
читателей “Образование и Бизнес”.
Под незнакомым
большинству иностранным словом “мимикрия” мы будем подразумевать такое широко
распространенное в России явление, как подделка “раскрученных” в рекламном
смысле брэндов.
У этого явления есть свои создатели —
дизайнеры, будем называть их “мими-креаторы”, которые с помощью современных
технологий “ваяют” методом клонирования братьев-близнецов ничего не
подозревающему брэнду-оригиналу, который сам сделал свою
известность.
Как правило, “новорожденные бренды” очень
жизнеспособны! Врожденная узнаваемость позволяет им без особого труда окупать
затраты на свое создание. К тому же, как показывает практика, двойники умело
пользуются ошибками в юридической защите своего прототипа.
Описываемое нами явление внешне похоже на чемпионат двойников, когда люди
накладывают грим, подбирают соответствующую одежду, копируют жесты, походку и
очень стараются быть похожими на суперизвестных
сопланетников.
В этих играх побеждает тот, кто будет
больше всего походить на своего прототипа. Так и в нашем случае, качество
клонирования бывает разным. У одних оно просто мастерское. Как говорят в таких
случаях, “не отличит и мать родная”. У других сходство только внешнее. Причем,
по мнению родителей, те изменения, которые они внесли в прототип, делают их
творение супероригинальным. Так, например, замена бороды на бакенбарды, по
мнению их создателей, действительно качественным образом меняет внешний
облик!
Замечена характерная закономерность. Степень
стыдливости создателей клонов обратно пропорциональна степени похожести на
прототип. Говорят, среди креаторов даже наметился раскол на честных воров
(которые крадут и краснеют одновременно), и смелых, которые не стесняются
выставлять свои произведения на конкурсы.
Классификация подделок
Для того, чтобы вооружить незащищенного потребителя (а также
повысить грамотность мими-креаторов), попытаемся составить условную
классификацию подделок.
Первое деление основано на степени
“творческих” изменений прототипа.
Тип первый
— “фотографическое сходство”. У юристов и математиков это называется
тождеством.
На практике данное явление не слишком
распространено, поэтому не будем концентрировать на нем
внимание.
Тип второй — примерная
похожесть. У патентных поверенных на этот случай есть специальный термин:
“сходный до степени смешения”.
Пример: “Санлайт” (в
переводе — солнечный свет) и “Саншайн” (в переводе — “солнечное сияние”).
Сможете ли вы определить, кто первый появился на рынке: Sunshine
или Sunlight?
Вторая линия деления основана на ключевом элементе брэнда
— слове или дизайне.
Тип третий —
“тёзки”. Этот тип основан на игре буквами, пробелами, словами и т.д.. Примеры:
“Нордмед” (ТОО) и “Норд Мед” (ЗАО) (см. “Деловой Петербург” № 10 (393) от
02.02.1998 года); “Стройпрайс” (Издательского дома “Атлант”) и идентичное ему
издание “Строй”, выпускаемое ЗАО “Прайс” (при этом название выпускающей
организации, как Вы уже догадались, расположено в опасной близости с названием
издания), “Бленд-а-мед” и “Беламед”.
Этого "близнеца" торговой марки "Бленд-а-мед" выпустила
на рынок белорусская фирма.
Тип четвертый — сходство по “одежке”.
Дизайн — дело тонкое. И, как утверждают специалисты, все дело в условности
границ, отделяющих замыслы создателей. Как и в предыдущем случае, у этого типа
мимикрии тоже может быть как минимум два уровня сложности — примитивный и
интеллигентный. Творчество второго уровня представляет особый интерес, поскольку
основано на виртуозном владении таким сложным инструментом, как цветографическая
концепция (ЦГК). С ее точки зрения, важны те цветовые пятна, которые составляют
основу дизайна. При этом мелкие детали внутри цветового пятна могут различаться,
но общее зрительное восприятие будет идентичным. Ярким примером может служить
сравнение этикеток масла “Короли” и его российского двойника
“Южное”.
Тип пятый — контекстный. В его
основе лежит продолжение раскрученной сюжетной линии. Удачный пример: “Девушка с
косичками” от Алеко и базовый прототип “Лосенок чемпионата мира по хоккею” от
губернатора. Еще более изысканным примером является реклама сигарет “Ява”,
построенная “по мотивам” известного рекламного ролика “Кока-Колы” с белыми
медведями. Ключевое сходство с базовой рекламой заключается в выброшенных
медведями бутылками с темно-коричневой жидкостью...
Пионеры
Как явствует из определения описываемого явления, прототипами служат наиболее
известные брэнды. Среди первых “жертв” на нашем рынке выделяется производитель
одного из самых популярных брэндов практически самого популярного напитка.
Конечно, речь идет о “Балтике”. Уже появились рыбки “под Балтику” и чипсы. Эти
подделки вполне логичны и предсказуемы при нынешних темпах роста популярности
торговых марок “Балтики”.
Следуя выявленной закономерности
можно предположить скорое появление двойников у таких крупнейших производителей,
как Мултон (соки “Нико” и “Добрый сок”), Вимм-Билль-Данн (серия молочных
продуктов “Чудо”) и других лидеров сегментов товарного
рынка.
Данное явление расцвело буйным цветом у части
отечественных производителей, которым уход импортных конкурентов после кризиса
августа 1998 года помог заполнить внезапно освободившиеся пустоты аналогичной на
вид продукцией.
Инструменты
правовой защиты
Многие из создателей клонов, бегло ознакомившись с некоторыми из российских
законов, уверены в своей безнаказанности. Однако это иллюзия или, как еще
говорят: “На каждого мудреца довольно простоты”.
На пути
расцвета клонирования брэндов грамотный юрист, отстаивающий интересы базового
прототипа, может противопоставить следующие аргументы, основанные на специальных
законах. А именно:
1. Закон “Об авторском
праве и смежных правах” № 5351-1 от 09.07.93 г. Этот закон охраняет
произведения науки, литературы (в том числе названия брэндов), искусства (в том
числе дизайн брэндов, логотипы). Согласно статье 6 указанного закона “авторское
право распространяется как на обнародованные произведения, так и на не
обнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной
форме…изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео-
или фотокадр и т.д. ); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет,
сооружение и т.д.)”. Согласно п. 3 ст. 6, часть произведения (включая его
название), которое удовлетворяет требованиям п. 1 настоящей статьи (является
произведение науки, литературы, искусства и результатом творческой деятельности)
и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского
права.
Более того, п. 2 статьи 16 данного закона указывает
среди прочих видов имущественных авторских прав право на переработку, то есть
право переделывать, аранжировать или иным образом перерабатывать
произведение.
Иными словами, авторским правом охраняются
формы базовых прототипов и даже незначительные изменения, внесенные в оригинал,
которые не носят творческого характера не являются препятствием для
использования данного механизма защиты против двойников.
2. Закон “О товарных знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения товаров” № 3520-1 от 23.09.92
г.
Данный инструмент хуже предыдущего инструмента тем, что
для того, чтобы наказать нарушителя, необходимо иметь зарегистрированный
товарный знак. Напомним, что авторское право возникает с момента создания
произведения, а право на товарный знак — только с момента его государственной
регистрации. При существующих даже самых ускоренных режимах регистрации на это
уходит около 6 месяцев. Поэтому хвататься за этот инструмент, когда уже заметили
“близнеца”, практически бессмысленно. Однако у этого инструмента есть и огромные
преимущества, если, конечно, грамотно им пользоваться. Для того, чтобы грамотно
им пользоваться, необходимо товарный знак иметь заранее, а для этого его нужно
зарегистрировать через специалистов — патентных поверенных. Преимущество данного
инструмента заключается в том, что исключительные права удостоверяются
государством и владелец товарного знака имеет одобренную законом монополию на
использование данного знака. При этом над данным товарным знаком существует
некий так называемый патентный зонтик, одной из составляющих которого является
термин “сходный до степени смешения”. Иными словами, если товарный знак
конкурента будет иметь несущественные в деталях отличия от вашего товарного
знака, то экспертиза Патентного Ведомства не зарегистрирует товарный знак
конкурента, а Арбитраж при рассмотрении данного спора будет считать знак вашего
двойника нарушителем.
3. Патентный закон
№ 3517-1 от 23.09.92 г.
Из интересующих нас объектов
промышленной собственности, охраняемых данным законом, выделим два объекта:
изобретения и промышленные образцы. В изобретениях даже предусмотрен специальный
класс для защиты оригинальных рекламных конструкций и устройств (G09F).
Промышленный образец — это художественно-конструкторское решение, определяющее
внешний вид изделия. Промышленный образец на патентном слэнге называют
дизайнерской монополией. Формы упаковки, бутылок, рекламных установок и прочие
попадают под охрану данного инструмента. При использовании данного инструмента
решающую роль оказывает профессионализм патентного поверенного, который будет
составлять вам заявку. Как правило, хорошие заявки защищают несколько вариантов
изделия. Таким образом, поверенный как бы блокирует возможные подделки под
оригинал.
Как показывает личный опыт автора, работать с
этим инструментом крайне трудно, поскольку объем правовой охраны,
предоставляемой патентом на промышленный образец, определяется совокупностью его
существенных признаков, отображенных на фотографии изделия (макета, рисунка).
Иными словами, если какой-либо из признаков, указанных в патенте не используется
двойником, то формально это может быть признано независимым промышленным
образцом со всеми вытекающими от сюда правовыми последствиями. Однако несмотря
на сложность использования этого инструмента, существуют положительные
результаты в виде судебных прецедентов. Так, в Петербургском Арбитраже уже в
двух инстанциях рекламное агентство “Стоик” выиграло у рекламной группы “ШАР”
спор о нарушении исключительных прав на промышленный образец. Данный спор
рекламистов неоднократно освещался в местной прессе. Предметом спора послужили
рекламно-информационные установки на улицах Санкт-Петербурга.
(Окончание — в следующем номере)
"Образование и
Бизнес" № 14 (38)
18 апреля 2000 года