|
Вадим Усков, юрист и патентный
поверенный РФ, специализирующийся на вопросах авторского права, товарных
знаков и рекламы.
Тел.: (812) 443-9525
(26) E-mail: vadim@uskov.spb.su Web: http://www.uskov.ru/
|
- Обзор опасных мест
- Рифы рекламного
законодательства
- Обзор споров по рекламе
- Что такое авторское право
- Фарватер в море авторского
права
- Товарные знаки в рекламе
- Подделки под успешные бренды
- Недобросовестная
конкуренция
- Организация тендеров
- Перетягивание каната "заказчик -
рекламное агентство" глазами юриста
|
Один из вопросов, который нередко приходится решать
рекламодателю и от которого в намалой степени зависит успешное проведение
намеченной рекламной кампании, — это вопрос авторского права. С чем можно
столкнуться, проигнорировав этот вопрос?
Представьте
себе: вы (или ваше рекламное агентство) разрабатываете концепцию, приглашаете
автора, который воплощает ваши замыслы, начинаете свою рекламную кампанию, а
некоторое время спустя видите едва ли не точно такую же рекламу своего
конкурента. Вы пытаетесь исправить ситуацию, но в конце концов оказывается, что
сделать ничего не можете, так как ни вы, ни агентство в свое время не задумались
о вопросе получения авторского права на использование данного произведения...
Объекты
Закон "Об авторском праве и смежных
правах"
С 3 августа 1993 года в Российской Федерации
действует закон “Об авторском праве и смежных правах” (далее — ЗоАП). Это
основополагающий нормативный акт в данной области права.
Указанный Закон “...регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и
использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право),
фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного
вещания (смежные права)” (статья 1 ЗоАП).
Конечно, деление
объектов авторского права на произведения науки, литературы и искусства условно,
поскольку один и тот же объект может одновременно выступать в различных
категориях. Например, компьютерная база данных может являться и произведением
науки, и произведением литературы и т.д. Примерами объектов авторского права
могут быть научные исследования, отчеты, НИОКР, базы данных, компьютерные
программы, тексты, рекламные слоганы, логотипы, фотографии, радио и видеоролики,
музыкальные произведения и многое, многое другое.
Смежные права
Наряду с
авторским правом в указанном законе описаны смежные права. Во всем мире под
смежными правами подразумевают права, возникающие при реализации авторских
произведений. Объекты смежных прав:
- исполнения (деятельность артистов);
- фонограммы;
- передачи эфирного и кабельного вещания.
Например, если поэт и композитор написали песню (и текст,
и музыка, и сама песня — это объекты авторского права), а исполнитель записал
эту песню в студии звукозаписи, при этом очевидно, что исполнитель, как и
сотрудники студии звукозаписи, внесли оригинальный творческий вклад в конечный
результат. При этом исполнение и фонограмма являются самостоятельными объектами
смежных прав.
Виды
прав
Как только появляется объект авторского права,
зафиксированный в какой-либо объективной форме (на бумаге, дискете,
аудиовидеопленке и т.д.), так сразу же вместе с ним рождаются и все авторские
права. При этом, в отличие от тех же товарных знаков, никакого формального
действия (регистрации, утверждения, лицензирования, сертификации и пр.) НЕ
ТРЕБУЕТСЯ.
Все авторские права условно делятся на две
большие категории.
Личные неимущественные авторские
права
Под личными неимущественными правами закон
понимает пять правомочий:
-
Право
авторства — право признаваться
Автором произведения. (Кстати, право авторства не следует путать с авторским
правом — это как раз тот случай, когда от перемены мест слагаемых резко
изменяется смысл).
- Право на имя — право использовать произведение под подлинным
именем Автора, под псевдонимом или анонимно. То есть если редактор “забыл”
указать имя Автора под статьей, как случилось в одной из известнейших газет
Санкт-Петербурга, то нарушается право на имя.
- Право на
обнародование — право Автора
произведения впервые довести его до широкого круга лиц. Понятно, что оно
реализуется всего один раз.
- Право на отзыв — это право отказаться от ранее принятого решения
об обнародовании. При этом автор выплачивает причиненные таким действием
убытки.
- Право на защиту репутации
автора — право препятствовать
любому искажению произведения, которое может нанести ущерб чести и достоинству
Автора.
Личные
неимущественные права закрепляются за автором навечно (!) и никогда никому не
передаются
Нарушение (случайно или по умыслу) данной группы прав
особенно опасно, тем более что количество судебных споров по нарушениям личных
неимущественных прав лишь растет... Читатели, наверное, уже не раз слышали
формулировку о денежной компенсации морального вреда, выраженную нравственными
страданиями. Гражданин Старобинский, Вы готовы?
Имущественные авторские
права
Согласно закону РФ “Об авторском праве и смежных
правах”, имущественные авторские права определяются как единое исключительное
право на использование произведения. Оно означает право осуществлять или
разрешать, а также запрещать осуществлять следующие действия:
- воспроизводить (например, тиражировать) произведение (ту же рекламу);
- распространять экземпляры произведения;
- импортировать экземпляры произведения;
- публично показывать произведение (например, на улицах города);
- публично исполнять произведение (например, на телерадиоканалах);
- сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир;
- сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю (кабельное TV,
Relcom);
- переводить произведение;
- перерабатывать произведение.
Как было сказано выше, все указанные имущественные права
на использование произведения первоначально принадлежат автору. Все последующие
пользователи произведения могут использовать произведение только на основании
разрешения автора. При этом разрешение должно быть специальным образом
оформлено. И вообще, необходимость тщательного документального оформления
передачи имущественных прав является характерной особенностью использования
объектов авторского права.
Механизм
передачи прав
Служебное произведение
По
умолчанию считается, что если объект авторского права создан в порядке
выполнения служебных обязанностей (например, штатный дизайнер в рекламном
агентстве), то исключительные имущественные авторские права (то есть права на
использование произведения) принадлежат работодателю. Это самый простой, на
первый взгляд, и самый распространенный способ передачи авторских прав. Однако
следует помнить, что при этом следует иметь и трудовой контракт, и должностную
инструкцию, и, желательно, письменное поручение на выполнение конкретной работы
(служебное задание).
Наследование
Имущественные авторские права действуют достаточно долго — 50 лет после смерти
автора, поэтому разрешение на использование произведений, авторы которых умерли
менее 50 лет назад, а также репрессированных и реабилитированных необходимо
получать у их наследников.
Авторский договор
В
пункте 2 статьи 31 указанного закона записано следующее:
"все права на использование
произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не
переданными".
Внимание! Рекомендуем
директорам, коммерческим директорам и бухгалтерам рекламных агентств перечитать
предыдущую цитату трижды...
При этом Закон предусматривает
два вида договора, по которому могут быть переданы имущественные авторские
права: авторский договор и авторский договор заказа.
По
авторскому договору передаются права на уже готовое, созданное автором
самостоятельно по своей инициативе и в свободное от основной работы время
произведение. Это некий аналог купли-продажи прав на понравившееся
произведение.
Авторский договор заказа
По авторскому договору заказа передаются права на произведение, созданное
автором по инициативе заказчика. При этом заказчик указывает критерии, которым
должно соответствовать произведение.
Вместе с
произведением, переданным заказчику, автором передаются и права на его
использование. Это некая аналогия договора подряда.
Особенностью данного типа договора является обязательный аванс, который
компенсирует старания автора в случае непринятия заказчиком созданного
произведения.
"Образование и
Бизнес" № 11 (35) 27 марта 2000 года
|
|
|
|
|
|