Постановление изменяет ставки ввозных пошлин на 3,5 тыс. видов товаров – это примерно треть всех статей таможенного классификатора. Больше чем по 3 тыс. позиций тарифы уменьшаются, и если раньше многие товары облагались по ставкам 25 и 30 процентов, то теперь максимальным становится уровень в 20 процентов. Правда, имеется ряд исключений: тариф на табак и спирт останется равным 30 процентам, а на автомобили и сахар – 25 процентам. За каждым из исключений, как и за всей реформой, стоит долгая история борьбы, в которой участвовали производители, торговцы и чиновники, и у каждой из сторон были свои резоны и интересы. О намерениях провести таможенную реформу правительство объявило в сентябре, после чего на его голову обрушился мощный шквал критики со стороны отечественных промышленников, ведь снижение ввозных пошлин усиливает позиции их зарубежных конкурентов. Потом было много совещаний, комиссий, согласований, и в результате в первоначальный вариант реформы было внесено множество поправок. Самая интересная из них касается труб большого диаметра – на них столкнулись интересы строителей трубопроводов, покупающих более дешевые трубы украинского производства, и отечественных производителей, страшно недовольных последним обстоятельством. При обсуждении таможенной реформы выиграли строители, и планировавшегося пятипроцентного повышения тарифа на трубы не произошло. Но зато теперь производители инициируют против украинских поставщиков антидемпинговое расследование – второе в истории России (первое касалось крахмальной патоки). Не пострадавшие при реформе обычных тарифов трубы, возможно, будут настигнуты специфической защитной пошлиной. Другое важное изменение касалось импорта автомобилей. По первоначальному плану реформы, тарифы собирались понизить с 30 до 20 процентов. После всех согласований правительство остановилось на цифре в 25 процентов. Здесь затронуты интересы тех, кто производит автомобили на территории России из импортных комплектующих. Речь идет о начатых в стране нескольких производственных проектах с участием мировых автомобильных гигантов, в частности «ФИАТа» и «Форда». Эти производственные планы существовали только потому, что указом президента от 1997 года их участники были вообще освобождены от таможенных пошлин и, следовательно, имели преимущества перед платившими пошлины импортерами автомобилей. Снижение ввозных тарифов могло усилить конкуренцию со стороны импортных автомашин. Но благодаря лоббированию заинтересованных автозаводов пошлины уменьшили не на 10, а только на 5 процентов. Кроме того, за последние два месяца власть по просьбе промышленников уменьшила пошлины на некоторое технологическое оборудование. Эти поправки к плану реформы вытекали из более обширной концепции, требующей резко снизить тарифы на машины и оборудование, аналоги которых не производятся в России. Против этой концепции не возражает ни одно из федеральных ведомств, беда лишь в том, что никто не знает, как определить, имеет данное изделие аналог в России или нет. Положение усугубляется еще и тем, что внутри одной и той же статьи таможенного классификатора могут соседствовать виды оборудования, как производимого, так и не производимого внутри страны. Пока реформаторы придумают процедуру, удостоверяющую оригинальность изделия, эта часть реформы останется делом будущего. Реформа отражает прежде всего интересы государственной казны. Предполагается, что от снижения ставок таможенных сборов вырастет общий объем импорта, а значит, и в целом сумма платежей в бюджет. Эти предположения обоснованы экспериментально: после того как в этом году тариф на куриное мясо снизили всего на 5 процентов, таможенные платежи в сумме увеличились втрое. Однако, какие именно дополнительные доходы государство ждет от реформы, никто сказать не может. Более того, пока в точности не известно, какие еще произойдут изменения в таможенном деле, хотя все признают, что нынешние метаморфозы – только первый шаг. Как сказал начальник Главного управления тарифного и нетарифного регулирования Андрей Кудряшев, для того, чтобы таможенный тариф соответствовал потребностям экономики, правительство должно определить свои приоритеты: какую отрасль она развивает, какую «придерживает», где делает акцент на сборку готовых изделий, а где – на производство комплектующих. Пока же государственная промышленная политика подробно не продумана, система тарифов не может быть адекватной. Ей просто нечему соответствовать. Вероятно, еще долгие годы главной задачей российского государства будет получение дополнительных доходов. Источник: "Финансовая Россия" |