Выбравшись наконец из полувыдуманного праздника-запоя по встрече третьего тысячелетия, россияне выяснили, что миллениум в России – это нечто поразительно привычное. Вновь зима, очень холодно, и ни на что не хватает денег. В общем, традиционные российские ценности по-прежнему с нами. Беда в том, что на международном уровне безденежье почему-то не выглядит столь неотъемлемой частью российского пейзажа. И заявления о том, что по «долгам СССР» Россия платить не в состоянии, для мировой общественности явились очевидной новостью. Как же так? Весь 2000 год российское государство пожинало плоды высочайших цен на нефть, рапортовало об улучшениях в экономике, приняло первый бездефицитный бюджет, а теперь – нечем платить? Ведь одних дополнительных доходов в прошлом году получено вдвое больше, чем необходимо для полной выплаты долгов по графику 2001 года. Разгадка проста. В бюджете-2001 предусмотрена выплата лишь российской части внешнего долга, а так называемая советская часть (ровно половина задолженности) оставлена за скобками. Теперь Москва весьма прозрачно намекает, что «долги СССР» – как бы совсем и не долги России, будто государство взяло их на себя из каких-то благородных побуждений. Между тем никаких советских долгов нет. Подписанный в 1996 году с Парижским клубом кредиторов договор о реструктуризации задолженности СССР закрепил за Россией права на все наследство Союза. Согласившись выплачивать долги коммунистической супердержавы, государство получило все зарубежные активы СССР, место в Совете Безопасности ООН и статус члена «большой восьмерки». Стоимость активов превышала общую сумму задолженности, так что Россия не проиграла ни в чем. Сейчас премьер-министр Касьянов и министр финансов Кудрин заявляют, что бремя выплат задавит реформы. При этом прошлогодние дополнительные доходы, достаточные для погашения долгов, правительство потратило в основном на финансирование ВПК, армии и правоохранительных органов. Совершенно непонятно, почему западные страны – члены Парижского клуба должны оплачивать становление силовых структур империи-неплательщика. Россия попала в заколдованный круг МВФ – Парижский клуб – МВФ. Решение о начале переговоров с Парижским клубом может быть принято лишь после указания МВФ. Из-за отсутствия программы сотрудничества с фондом проблемы в отношениях клуба с Москвой не могут быть рассмотрены. Программу сотрудничества с МВФ подписать нельзя, потому что Россия отказывается от согласованных планов обслуживания внешнего долга. Ей сначала необходимо доказать, что в стране кризисная финансовая ситуация, а это затруднительно при высоких ценах на нефть. Во всяком случае кредиторы в бедственное положение не верят и требуют уплаты долгов. Учитывая сложность переговоров, а также инерционность бюрократических процедур МВФ и Парижского клуба (на ознакомление с документами там тратят до трех недель), результатом невыплаты долгов может стать признание технического дефолта и последующее падение инвестиционного рейтинга страны. А это уже недопустимо для Кремля – президент Путин пришел к власти во время относительного экономического благополучия страны, не раз рапортовал об успехах, и вдруг такой конфуз. Скорее всего Москва в случае осложнения на переговорах оставит агрессивную позицию и пойдет на попятную. Это самый вероятный исход – ведь правительство заранее зарезервировало более половины дополнительных доходов 2001 года именно на выплаты Парижскому клубу. Такие доходы, как явствует из названия, могут появиться лишь после наполнения бюджета, то есть не ранее второго квартала, а значит вплоть до этого времени нужно «играть» с кредиторами. С другой стороны, правительство, почувствовав жесткость кредиторов, может пойти на передел дополнительных доходов 2000 года или заимствования у Центробанка, закрыть платежи по «долгу СССР», а потом возместить истраченное из дополнительных доходов 2001 года. Однако это означает полное выполнение долговых обязательств, которые, как кажется, можно было бы и скостить. В поведении руководства страны явно просматривается стремление хотя бы что-нибудь получить задаром – списать часть долгов или добиться реструктуризации. Но если не решать проблемы, а все реструктурировать, откладывая расплату на будущее, то страна так и застрянет в реформистских «днях» и «годах сурка». Вот уж третье тысячелетие наступило, а воз и ныне там. Будто живем мы по Екклезиасту: «Что было, то и будет; /что делалось, то будет делаться, /и ничего нового нет под солнцем». Источник: "Финансовая Россия" |