29.01.2001
Несмотря на сетования российских продавцов иномарок на неутешительные результаты минувшего года, глобального спада покупательской активности не случилось: продажи автомобилей иностранного производства в целом сохранились на уровне 1999 года и составили около 45 тыс. машин. Однако пропорции "автомобильного коктейля" существенным образом изменились. Анализируя статистику продаж в 2000 году, можно отметить явную тенденцию к постепенному замещению "восточных" автомобилей "западными". Наиболее ярко об этом свидетельствует пример южнокорейской Daewoo. Отголоски жесточайшего кризиса, весь год сотрясавшего компанию, докатились и до России. Переориентация ростовского партнера корейцев - ФПГ "Донинвест" (завод "ТагАЗ") на сборку французских Citroen Berlingo и проблемы с комплектующими на основном поставщике автомобилей Daewoo в Россию - заводе "УзДэу" обернулись значительным повышением цен на корейские машины и соответствующей потерей доли рынка. В цифровом выражении неудачи Daewoo выглядят следующим образом: около 13 тыс. автомобилей против более чем 15 тыс. в 1999 году.
Впрочем, на фоне остальных игроков корейцы все еще выглядят весьма значительно, ведь ближайший их соперник в борьбе за потребительские симпатии - Mitsubishi уступает Daewoo в объемах продаж более чем в три раза. Кстати, Mitsubishi хоть и удалось удержать второе место в рейтинге, марка впервые за последние годы пережила спад покупательской активности: ее российскому дистрибутору - компании "Рольф Холдинг" удалось продать лишь 3836 автомобилей вместо 4166 в 1999 году. Еще серьезнее пострадали интересы Nissan и Toyota. Ранее наступавшие на пятки Mitsubishi (в рейтинге-99 они занимали соответственно 3-е и 4-е места), теперь эти компании были вынуждены потесниться, уступив свои позиции напористым европейцам. Компания Volkswagen, продав свыше 3 тыс. автомобилей, вернула себе место в тройке лидеров. Не сильно отстала от "патрона" и Skoda, совершившая резкий бросок с отметки в 1449 до без малого 3 тыс. авто в 2000 году. А бурный рост (162%) продаж автомобилей компании Renault, завершившей год с результатом в 3002 машины, вплотную подвел лидера французского автопрома к российскому пьедесталу почета.
Интерес к японским автомобилям упал в силу ряда причин, из которых можно выделить "объективные" (то есть не зависящие от компаний-производителей и их российских партнеров) - вроде стабильно растущей весь прошлый год йены, автоматически повышавшей стоимость "японок" в долларовом исчислении, и "субъективные" - как, например, упорное нежелание дилеров снизить цены на сервисное обслуживание.
Соответственно залогом успеха западных компаний стала ослабевшая по отношению к доллару евровалюта: по признанию дилера одной из французских компаний, он буквально "молился на курс евро". В актив "западникам" можно записать и гибкую маркетинговую политику (вспомните, например, "фордовские" эксперименты с потребительским кредитованием), и стабильный рост дилерских сетей, и, кстати, относительно дешевый сервис (для своего последнего российского хита - Clio Symbol - французы даже разработали специальную недорогую сервисную программу).


Источник: журнал "Компания"