05.02.2001
Почти семнадцать лет прошло с тех пор, как компания Apple выпустила первый Macintosh. Маки стали первыми массовыми компьютерами с графическим интерфейсом, и многие вещи, кажущиеся сейчас привычными и очевидными, появились именно в нем. Много лет Apple оставалась верна традициям. Внешние отличия между Mac OS, установленной на современном Маке, и той, что работала на его пращуре из 84 года, можно сосчитать по пальцам одной руки. Неудивительно, что Mac OS X, в которой Apple решила отступить от канонического интерфейса, вызывает неоднозначные отклики. Среди восторгов относительно красот нового интерфейса Aqua, то и дело слышны критические голоса. Приверженцам Apple милее старый добрый интерфейс, ставший таким понятным и привычным для них. Недавно свое мнение относительно Mac OS X высказал Джеф Раскин, и не прислушаться к его словам нельзя.
Если вы не слишком хорошо знакомы с историей Apple, то, возможно, и не знаете, кто такой Джеф Раскин. Однако его влияние невозможно переоценить. Сама идея создания Macintosh полностью принадлежит ему, как и множество решений, которые были заложены в этот компьютер. Исторический поход главы Apple Стива Джобса в исследовательский центр Xerox PARC, который, как гласит общепринятое мнение, послужил толчком к созданию первого Мака, был также организован Раскиным (впрочем, сам он утверждает, что влияние PARC на Apple преувеличено – к тому времени работа над Маком была давно начата). Кстати, характерная особенность Маков, однокнопочная мышка – тоже дело рук Раскина. Теперь он уже много лет не работает в Apple, но до сих пор считается признанным авторитетом в области пользовательского интерфейса. Раскин относится к новому интерфейсу Mac OS отрицательно, однако, в отличие от других, ругает его не за недостаточную стандартность, а наоборот, за недостаточное новаторство. «Посмотрите на OS X, – говорит он в одном из интервью. – Все, кто работал на ней, говорят, что с точки зрения структуры это возврат в семидесятые годы. Это UNIX, это атавизм».
По мнению Раскина, операционная система должна быть как можно меньше заметна пользователю. «Считать, что операционная система – это программа, с которой нужно возиться перед тем, как начать общаться с приложениями – одна большая ошибка, – заявлял он еще в начале девяностых. – Она не делает для вас никакой работы, зря тратит ваше время, она не нужна». Сейчас пользователю зачастую приходится проводить за «заботой» о своем компьютере едва ли не столько же времени, сколько тратится на полезную работу. Все должно быть проще. В идеале, если пользователь хочет написать текст или нарисовать картинку, он не должен задумываться о том, как запустить приложение, как открыть или сохранить файл – в реальной жизни человеку достаточно взять лист и начать писать. Почему же на компьютере нельзя просто начать печатать на клавиатуре или рисовать стилом на графическом планшете, оставив ОС заботу обо всем остальном? Пусть открывает и сохраняет файлы, запускает редакторы – и неважно, как и какие, главное, чтобы работа была сделана.
Обычная Mac OS была ближе к этому, полагает Раскин. Может быть по каким-то качествам OS X и превосходит ее – лучшая многозадачность, лучшая стабильность или что-то еще, но в удобстве интерфейса она отстает, нарушая самое фундаментальное правило: не возводить лишних преград между пользователем и его работой.
Компания Eazel выпустила предварительную версию среды Nautilus, благодаря которой, как утверждают ее создатели, Linux обретет более удобный интерфейс, чем Mac OS.
Интерфейс Aqua, которым будет обладать новая операционная система Mac OS X, нашёл множество противников среди опытных пользователей Macintosh.

Источник: Журнал "Компьютерра"