06.02.2001
Тайваньские физики Динь-вей Хуань (Ding-wei Huang) и Юпинь Ву (Yu-ping Wu) разработали новую компьютерную модель автомобильных аварий. Модель поможет разрешить старый спор между водителями и автоинспекцией, какую скорость движения можно считать безопасной.
Сегодня для ежеминутного предсказания дорожного движения в ряде городов США и Германии используется разработанная в 1992 году модель Кая Найгеля (Kai Nagel) и Мишеля Шрекенберга (Michael Schreckenberg). Эта модель построена лишь на простейших предположениях о поведении водителей. Считается, что при отсутствии помех движению каждый водитель едет со своей любимой скоростью. Но когда количество автомобилей возрастает, водитель уменьшает скорость так, чтобы выдерживать минимально безопасное расстояние до впереди идущей автомашины. Эта модель похожа на компьютерную игру и прекрасно предсказывает ряд эффектов, но аварии в ней просто исключены.
Многие исследователи пытались доработать эту модель так, чтобы количество аварий совпало со статистикой автоинспекции, но только Хуаню и Ву удалось это сделать, удачно включив элементы случайности в поведение водителя. Меняя величину ограничения скорости в своей модели и загруженность дороги, исследователи получили ряд неожиданных результатов. При малых значениях ограничения скорости количество аварий заметно снижается при его уменьшении. Но по мере увеличения ограничения скорости возникает своеобразный эффект насыщения и число аварий перестает от него зависеть. Например, в Великобритании планируемое увеличение предельной скорости с 70 до 80 миль в час не должно повлиять на число аварий.
Еще более неожиданным, на первый взгляд, результатом может показаться то, что число аварий сначала растет с ростом загруженности дороги, а затем вновь снижается. Дело в том, что большое количество автомашин заставляет водителей двигаться медленней и согласованней. Теперь городские власти смогут запустить компьютер и посмотреть, к чему приведет та или иная расстановка знаков и светофоров на городских улицах. Выбор оптимума поможет разгрузить не только дороги, но и больницы.

Источник: Журнал "Компьютерра"