Госдума нанесла два мощных удара по рекламному бизнесу – в первом чтении приняла законопроекты, вносящие поправки в закон «О рекламе». Первый из них запрещает прерывать рекламой фильмы, радиопостановки, детские, религиозные и образовательные программы. Передачи продолжительностью 15 минут также нельзя прерывать рекламными паузами, а в программах продолжительностью до 60 минут разрешить только два рекламных включения. Громкость рекламы не должна превышать основной тембр передач. Второй законопроект призван запретить рекламировать табачные изделия где-либо, кроме мест их продажи. То есть изгнанная не так давно с телевидения реклама табачных изделий теперь покинет улицы российских городов и поселков, освободит биллборды и рекламные щиты для более конструктивной рекламы, если таковая вообще найдется, поскольку под рекламу табачных изделий сегодня занято 70–80 процентов рекламных площадок. Произошло все это в Думе неожиданно и, как кажется, не ко времени. У страны проблемы с внешним долгом, предстоит перекраивать действующий бюджет, одобренный и подписанный президентом, не утихает война в Чечне, взрываются бомбы в московском метрополитене, а народные избранники озабочены тем, что по российскому телевидению показывают рекламу – много, громко и непонятно о чем. Поволжские законодатели, внесшие в Думу первый законопроект, мотивировали его тем, что людей раздражает показ в рекламе предметов роскоши, когда им есть нечего. Внезапная громкость роликов заставляет многих телезрителей вздрагивать и хвататься за сердце. Смысл телефильмов плохо усваивается, если их постоянно прерывают рекламой, не связанной с сюжетом. Возможно, все это так. Но в случае утверждения законопроекта вряд ли на телевидении останется что-либо интересное, кроме выпуска новостей. В отсутствие рекламных денег не на что будет покупать зарубежные фильмы, снимать свои, без спонсоров невозможно продолжать любимые зрителями программы. Зато с бедностью народа легко бороться по принципу – не видит человек хорошей рекламной жизни, значит, не ощущает и той убогости, которая его окружает. Может, это и есть тема обсуждения для российских законодателей – почему в стране люди голодают и не могут купить дорогие вещи, которые рекламируются? И если повысить уровень жизни в России, то и реклама не будет раздражать телезрителей. Но это гораздо сложнее, нежели запретить и приглушить звук. Появление второго законопроекта, пришедшего в Думу из Татарстана, объясняется тем, что широкая реклама сигарет способствует распространению «глобальной табачной эпидемии». Смотрят люди на красивую жизнь и тоже хотят курить, потому что все постеры, рекламирующие сигареты, изображают красивых женщин и мускулистых мужчин. На самом деле от того, что люди перестанут смотреть на уличную рекламу, они не бросят курить, более того, производители табачных изделий тоже сильно не пострадают, они перераспределят рекламные средства на промоушн-акции и получат своего потребителя любой ценой. Потому что, как сказал представитель крупнейшего производителя сигарет и папирос в стране, «курение – это вопрос культуры и вентиляции», а отнюдь не рекламы. Получается, что авторы второго законопроекта прежде всего выступают против того, чтобы люди видели в рекламе красивую жизнь, а уж потом табачные изделия. Когда-то у нас уже был гимн на музыку Александрова и слова Михалкова, в политике господствовала однопартийная система, по телевизору показывали только новости и люди курили дешевые сигареты, не нуждающиеся в рекламе. Кое-что из перечисленного уже вернулось в нашу жизнь. В этом ряду и законопроекты о рекламных ограничениях уже не кажутся принятыми не ко времени. Источник: "Финансовая Россия" |