06.03.2001
Сегодня без иностранного языка никуда. Как же его лучше изучать или совершенствовать? Почему детям изучение языка или даже нескольких сразу дается гораздо легче, чем взрослым? Чтобы разобраться в этих трудных вопросах, психологи и лингвисты призвали на помощь программистов. Алан Керстен и Джулия Эрлес (Alan Kersten and Julie Earles) из Флоридского Атлантического университета считают, что взрослым иностранный язык лучше изучать сидя дома и зазубривая отдельные слова, вместо погружения в иностранную культуру. К этим выводам они пришли в результате экспериментов с группой добровольцев – выпускников университета.
С помощью программистов ученые создали искусственную жизнь на планете «Бетрузи», язык которой состоит всего из шести слов. Слова описывают два способа появления коренного бетрузианца, а также направления и способы его перемещения. Половину добровольцев обучали «методом погружения». Им многократно показывали компьютерную анимацию сюжетов из бетрузианской жизни, которые озвучивались предложениями из трех слов. Вторую половину добровольцев обучали, последовательно добавляя по одному слову в трех показах одного сюжета. Оказалось, что вторая группа гораздо быстрее и лучше выучила бетрузианский. Эти на первый взгляд примитивные опыты позволили исключить влияние на результаты обучения массы культурных, языковых и психологических обстоятельств, которые практически не поддаются учету при сравнении различных методик обучения языку.
Исследователи считают, что результаты их экспериментов могут объяснить, почему детям легче учить иностранный язык. Новорожденные с самого начала глубоко окунаются в языковую среду. Но они не в состоянии все понять ввиду своих малых знаний о мире и неразвитости своих мыслительных способностей. Поэтому они вынужденно «нарезают» язык на малые порции и слова и запоминают их по отдельности. Чтобы воспользоваться преимуществами детей, взрослым при изучении нового языка следует поступать так же и начинать с малого. Гарри Маркус (Gary Marcus), психолог из Нью-йоркского университета, не согласен с авторами. Известно, что двенадцатилетние подростки-иммигранты, как правило, легко осваивают язык в отличие от их пятнадцатилетних старших братьев. Он считает, что разница в познаниях и развитии мозга в 12 и 15 лет не столь велика, чтобы так объяснить этот эффект. Он считает, что дети просто очень хотят стать взрослыми. Различие в уровне мотивации и объясняет успехи обучения.
Единственное, в чем сходятся все специалисты, так это то, что лучший путь для изучения иностранного языка всегда сугубо индивидуален.

Источник: Журнал "Компьютерра"