В рамках решения задач федеральной целевой программы развития единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг. согласно, утвержденного Министром образования плана мероприятий Минобразования России по компьютеризации сельских школ, была подготовлена документация по проведению открытого конкурса по размещению заказа на поставку компьютерной техники и программного обеспечения для сельских школ. В пункте 5.10 «Требования к программному обеспечению» в начальной стадии было предусмотрено проведение тендера между российскими разработками и разработками американской фирмы Microsoft. В окончательной версии документа в этом пункте установлены требования по поставке программного обеспечения Microsoft. Решения такого типа явно противоречат интересам российской экономики. Мы не требуем предпочтения российским фирмам по сравнению с зарубежными, хотя в свете лозунгов о защите национального производителя это и было бы логично. Мы требуем соблюдения законных процедур, и, тем самым, предоставления равных конкурентных прав российским и зарубежным производителям. Продукты Microsoft никогда не отличались высоким качеством и бережным отношением к вычислительным ресурсам. Если подсчитать не только их собственную стоимость, но и стоимость необходимого для их работы оборудования, плюс стоимость их сопровождения, да помножить это на количество участвующих сельских школ, то цена вопроса будет очень большой, и решение должно быть очень взвешенным. Конечно, сегодня на российском рынке информационных технологий у производителей денег немного, и их не хватает на обеспечение принятия отдельными чиновниками благоприятных для российских производителей решений. Но значит ли это, что российские разработчики сразу должны занять подчиненное, по отношению к зарубежным коллегам, положение? Как руководство страны собирается развивать перспективные отрасли народного хозяйства при таком подходе отдельных чиновников? О неадекватном подходе государственных служащих к развитию рынка информационных технологий вообще и рынка программного обеспечения в частности, говорит и тот факт, что главной проблемой развития ПО в России официально считается пиратство. Безусловно, это — важная проблема, наносящая серьезный урон рынку ПО, но до главной ей очень далеко. Она — главная для присутствующих на российском рынке крупных иностранных производителей, сумевших пролоббировать свои интересы. А проблемы, специфичные для российских производителей в ИТ сфере, остаются периферийными. Такой подход фактически закрепляет и углубляет отставание России в области информационных технологий, обрекая ее на долгие годы оставаться сырьевой державой. Все разговоры о гениальных российских программистах в этих условиях являются пустыми, поскольку при таком подходе они никогда не будут востребованы внутри страны. Фактически мы выталкиваем из страны разработчиков ПО, и даже не столько сегодняшних, сколько завтрашних. Много ли найдется смельчаков бросить вызов Microsoft завтра, если сегодня этот вызов даже не замечается? В то время как большинство развитых стран, особенно в Европе, прикладывает немалые усилия к продвижению своих продуктов на внутреннем рынке информационных технологий, Россия, в традициях средневековых стран, проигравших войну, отдает этот рынок на откуп зарубежным компаниям. Если кого-то волнует утечка капитала, пусть он посчитает, сколько денег уйдет из России официально в рамках этого контракта, и на развитие чьей экономики будут работать эти деньги. Малая выгода небольшой группы людей может обернуться большими потерями для страны. Подобные решения не имеют ничего общего с либерализмом, поскольку здесь прямо исключена честная конкуренция. Повторяем: мы не требуем протекционизма по отношению к российскому производителю ПО, пусть будет честная борьба. Тогда, даже проиграв в ней, мы будем знать, каких качеств не хватает нашим продуктам, к чему мы должны стремиться и, главное, что при достижении этих качеств (а нам кажется. что они уже достигнуты) мы можем рассчитывать на победу в честных тендерах. Источник: Журнал "Компьютерра" |