15.08.2001
В России разрабатывается истребитель пятого поколения.
Глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев сообщил, что в скором времени планируется начать разработку истребителя пятого поколения. Что он будет из себя представлять, станет ясно в начале следующего года: в первом квартале будут подведены итоги конкурса на лучший проект.
Однако проект - это только начало. Его реализация, как ожидается, займёт несколько лет и обойдётся очень недёшево. По словам Коптева, за счёт государственных средств его осилить не удастся. Для финансирования предполагается привлечь средства, полученные за счёт коммерческой деятельности авиакосмической промышленности.
По подсчётам специалистов, на проектирование двигателя - самый затратный этап реализации проекта - необходимо от 600 до 800 млн. долларов (по всей видимости, на истребителе будет использоваться модернизированный двигатель АЛ-31, на фото). Производство двигателя обойдётся в полтора миллиарда долларов.
Эскизный проект будет полностью готов, самое позднее, к 2003 году. Прежде чем он впервые поднимется в воздух, пройдёт ещё три года. Лётные испытания начнутся в 2006 году. Серийное производство истребителя пятого поколения, как сообщил Коптев, начнётся в 2009 году.
Между тем, разработки самолётов нового поколения продолжаются и в США. Несколько дней назад "Компьюлента" сообщила о начале работ над космическим бомбардировщиком, способным за тридцать минут поразить цель, находящуюся в любой точке земного шара. По сравнению с современными тяжёлыми бомбардировщиками новый аппарат будет летать в 15 раз быстрее, забираясь при этом в 10 раз выше. Другой новый самолёт - использующий стэлс-технологию и способный зависать в воздухе Joint Strike Fighter X-32B - уже проходит испытания.
Двигатель развивает стендовую тягу 12500 кгс на режиме "полный форсаж" и 7770 кгс - на режиме "максимал". Удельный расход топлива на максимальном режиме работы 0.75 кг/(кгс*ч), на форсаже - 1.92 кг/(кгс*ч), минимальный крейсерский удельный расход топлива составляет 0.67 кг/(кгс*ч). Сухая масса двигателя 1530 кг, удельный вес 0.122. Базовая цена двигателя АЛ-31 составляет порядка 3 млн долл.

Источник: Журнал "Компьютерра"