В последние месяцы "шавермы" стали укрупняться и преобразовываться в крытые кафе. В связи с приближающимся трехсотлетием города власти отказываются продлевать договоры с теми арендаторами, заведения которых не соответствуют по архитектурному облику очередной концепции. Предполагается, что к 2003 году ларечных "шаверм" в городе не останется. Между тем рынок газированных напитков отличает жесткая конкуренция (см. график). Несмотря на наличие у главных игроков собственного производства и миллионные рекламные бюджеты, итог борьбы определяется в точке продаж. Установка у метро фирменных киосков по розливу напитков (когда-то широко практиковавшаяся и Coca-Cola, и Pepsi-Cola) связана с высокими накладными расходами. Лучший способ продавать розливной напиток - предлагать его вместе с едой. Но настоящих кафе до недавнего времени у метро было мало. В Coca-Cola раньше других уловили перемены в столь вожделенном сегменте рынка. Объем продаж "шаверм" многократно превосходит, например, обороты местной сети McDonald`s, традиционного партнера Coca-Cola. По словам менеджера отдела продаж питерского филиала ООО "Кока-Кола Боттлерс Евразия" Михаила Притыкина, "даже обычный киоск 'шаверма' обслуживает до 500-600 человек в день, а для крытых кафе эта цифра еще больше". Сейчас около полусотни новоиспеченных кафе оснащены розливочными аппаратами post-mix от Coca-Cola. "Этот рынок отличается развитыми личными связями, - говорит Михаил Притыкин, - владельцы киосков, раньше бравшие у нас напитки в бутылках, уже привыкли нам доверять. Когда мы предложили установить аппараты по розливу, они поверили, что это принесет им прибыль". Большинство клиентов "шаверм" из-за более низкой цены выбирают розливной, а не бутилированный напиток. Но конкурентам Coca-Cola поставить свои розливочные аппараты в те же кафе вряд ли удастся - два аппарата там не нужны. Источник: Журнал "Эксперт" |