Крупнейшие европейские авиакомпании решили использовать кризис рынка авиаперевозок в своих целях. Как заявил глава немецкой авиакомпании Lufthansa Юрген Вебер, из пятнадцати ведущих авиаперевозчиков континента кризис смогут пережить только три компании. Немецкого менеджера поддержал его коллега из British Airways Род Эддингтон. По его оценке, выживут только две вышеупомянутые компании плюс французская Air France. Как ни странно, этот прогноз нельзя назвать несбыточным. Расклад сил на рынке авиаперевозок таков, что именно British Airways, Lufthansa и Air France фактически возглавляют три основных европейских авиационных альянса – SkyTeam, Star Alliance и One World. Четвертый альянс, возглавляемый SwissAir и Sabena (Quliflier Group), временно выбыл из этой гонки по причине банкротства швейцарцев и бельгийцев. При этом неизвестно, смогут ли банкроты восстановить силы для жестокой борьбы с превосходящими силами противника. По словам Эддингтона, дюжину остальных участников рынка ждет незавидная участь. Они будут поглощены лидерами трех альянсов. British Airways, в частности, ведет переговоры о покупке нескольких авиакомпаний, среди которых числится и голландская KLM. Однако, похоже, агрессивная скупка займет у гигантов куда больше времени, чем они предполагают. К примеру, по заявлению представителя KLM, голландцы не намерены вести никаких переговоров о слиянии. Негативно отреагировали на заявления лидеров рынка и представители шведско-норвежской SAS и итальянской Alitalia. Отбиваясь от объятий немецких и британских менеджеров, представители мелких компаний рассчитывают на помощь своих правительств. Дело в том, что европейские авиакомпании, как правило, «привязаны» к своим государствам, которые либо имеют долю в капитале авиаперевозчиков (как в случае со швейцарской SwissAir и испанской Iberia), либо вообще контролируют их полностью (как в случае с Alitalia). Вполне возможно, что именно поэтому Род Эддингтон уже успел обратиться к правительствам европейских стран с просьбой: во-первых, не давать денег банкротам, а во-вторых, не вмешиваться в процесс естественного отбора. Характерно, что при этом лидеры альянсов напирают на необходимость соблюдения рыночных правил игры. Однако заметим, что правилами конкуренции здесь и не пахнет. Давно известно, что, например, Air France давно и успешно пользуется государственными субсидиями. За счет этого компания по-прежнему входит в число крупнейших в Европе, несмотря на плохие экономические показатели и прославленный плохой сервис. То есть складывается ситуация, при которой авиакомпании маленьких европейских стран с соответствующими бюджетами поглощаются континентальными гигантами. Что же до таких рыночных понятий, как «эффективность» и «прибыльность», то после сентябрьских терактов на Западе это уже не главное. Журнал "Компания" №41 |