Маргарита Васильева, Андрей Надеин ("Рекламные Идеи / Yes!", www.advi.ru ), члены жюри европейского конкурса рекламы Epica Awards - специально для sostav.ru. 27-30 ноября в Париже состоялась ежегодная сессия жюри крупнейшего европейского конкурса рекламы Epica Awards. Традиционно жюри составляют представители ведущих европейских изданий о рекламе и маркетинге. Церемония награждения состоится 25 января в Праге. Именно тогда в печати появятся все победители. А пока - еще "горячий" репортаж об основных итогах конкурса.Работ на "Эпике" было чуть меньше, чем в прошлом году (не 6000 а 5300), но качество их стало выше, что и отметили все члены жюри. В 2-4 раза выросло количество работ из стран Восточной Европы! И хотя больше всех пирамидок завоевала Германия, восточно-европейская реклама уверенно заняла почетное место в шорт-листе. Выглядела она в момент обсуждения призов очень достойно. Есть о чем задуматься российским агентствам! Приятная тенденция - стало меньше пафосных дорогостоящих роликов. Скорее можно говорить о качестве идей и тщательности исполнения, чем о больших бюджетах. Не было ни "войны миров", ни съемок на айсбергах, ни замков на высоких башнях - все это в прошлом. Только два ролика-победителя поражали компьютерными чудесами. А некоторые победители откровенно малобюджетны, в том числе и Гран-При. Главный приз в нелегкой борьбе завоевала серия роликов для телевидения QTV, сделанная лондонским агентством Mother. Ролики короткие - по 15-30 секунд, сняты одним кадром, почти на любительский VHS: мы видим парня лет семнадцати, который строит из себя рок-звезду. Вот он на заднем сиденье автомобиля, рассказывает невидимому собеседнику: "В моей музыке встречаются Леннон, Маккартни, Боб Марли и "Секс-Пистолз", есть что-то от Ньюмана и реггей… Что касается первого вопроса, то второй переулок направо". Становится ясно, что он говорит все это шоферу такси. В другом ролике он же в музыкальном магазине, ставит на прилавок микшерский пульт: "Я заказывал это неделю назад". "Ну и?.." - спрашивает продавец. "Я не знаю, что это". Роликов штук 10, все они идут под слоганом: "QTV: тысячи, которые могут - для миллионов, которые не могут". Короткий шедевр: персонаж подходит к перилам крыши и патетически возглашает: "Привет, Лондон!". И вдруг снизу нестройные голоса: "Привет!". Наш рок-герой недоуменно отшатывается… Представьте себе такие ролики в красочно-клиповом рекламном блоке - они наверняка выиграют благодаря нестандартной стилистике и актерской игре. Члены жюри единодушно отметили, что реклама стала менее кровавой и агрессивной, даже в такой жутковатой категории, как "социальная реклама". Дамиан из Ирландии и Мета Добникар из Словении отметили, что реклама часто напоминает логическую задачку в два хода, требует от зрителя усилия мысли. Например, реклама молочного шейка из Португалии изображает луг, на переднем плане пасутся коровы, на заднем - смерч. Слоган "Хорошая идея всегда приходит неожиданно". Вторая картинка из этой серии - реклама фруктового молока, на лугу опрокинулся грузовик с бананами и коровы лакомятся экзотическими фруктами. Все единодушно отмечали, что "Эпика-2001" прошла под знаком иронии. Ролику "Хамелеон" можно было бы дать приз симпатии жюри, если бы таковой существовал. Простая трехмерная анимация - хамелеон на веточке. Под нехитрую ксилофонную музыку рука подносит к глазам хамелеона помидор. Хамелеон становится красным. Потом подносят лимон, - хамелеон желтеет, наконец хамелеону показывают коробочку с пленкой Kodak. Хамелеон несколько раз радужно меняет цвета и, наконец, в изнеможении падает с ветки. Кстати, в числе иронических роликов - и Гран-При. В рекламе 2001 года доминируют мужские образы, в том числе маленькие мальчики, старенькие дедушки и сперматозоиды. Скажем, толпа актеров в костюмах сперматозоидов заполнила целую улице города, следуя за героем ролика - подростком, который спешил на свидание. Они бодро рванули бегом к барышне, опережая героя. Красавицу спасло только то, что "сперматазоиды" уперлись в прозрачную пленку гигантского презерватива Durex. Гран-При в рекламной фотографии - также торжество минимализма: "Обувь ручной работы Eram". На картинке - рука негритянки, опирающаяся на стол: большой палец расположен почти вертикально, как каблук; остальные пальцы - под углом, как ступня в изящной туфельке, а темная кожа длинной руки - как стройная нога в темном чулке. Фотограф - Edo Kars. Не все замыслы были гениальны. Но иногда посредственная идея была так качественно сыграна и сделана, что наверняка попадала в шорт-лист. Поэтому грустно было смотреть на некоторые российские принты, где было заметно неумение работать со шрифтами. Единственная работа, претендовавшая на победу в номинации - календарь "Горячие курочки сезона" (РА Maxima). Ей пришлось уступить сильному сопернику - буклету автомобиля Mini, выполненному в виде… 12 кубиков, которые в разных сочетаниях составляли портрет этого культового авто. Кстати, члены жюри, обсуждая победителей, не были просто зрителями. Многие говорили о том, какая стратегия стоит за той или иной работой. И призывали давать призы той рекламе, которая точно нацелена на продукт, а не является просто арт-объектом. Подробный иллюстрированный отчет о конкурсе "Эпика" будет опубликован в №2/2002 журнала "Рекламные Идеи / Yes!". Информацию о журнале смотрите на сайте www.advi.ru. |