21.01.2002
«ЮКОС» получил контрольный пакет акций розничной сети «Копейка». Комментарий эксперта.

Несмотря на то, что участники сделки в настоящее время отказываются ее комментировать, «КоммерсантЪ» утверждает, что отныне вместо компаний ООО «Фелма» (торговый оператор «Копейки») и ЗАО «Тригер» (владелец имущества сети) будет учреждена единая структура — ООО «Торговый дом „Копейка“». Пай в 50,5% в нем будет принадлежать «ЮКОСу», другими совладельцами «Копейки» останутся нынешние владельцы «Фелмы»: генеральный директор Александр Самонов, коммерческий директор Сергей Ломакин и директор по логистике Артем Хачатурян. Все они сохранят за собой указанные посты.

По сведениям газеты, «Копейка» уже получила от «ЮКОСа» около 90 млн. долл. на развитие сети. Общий объем инвестиций не называется, но, как сказал источник «Ъ», «речь идет о суммах, которых наша торговля еще не знала», — по некоторым сведениям, инвестиции в развитие могут достигнуть 500 млн. долл. Эта цифра превышает совокупные инвестиции в развитие всех отчественных ритейлеров, более того, даже крупнейшие иностранные операторы, Metro Cash & Carry и Auchan, собираются направить на строительство магазинов в России меньшие средства — 150 и 300 млн. долл. соответственно. В развитие самой «Копейки» за 3,5 года вложено не более 30 млн. долл.

Единственный сопоставимый по амбициозности с планами «Копейки» проект, известный на сегодня, — сеть «Эконом», которую развивает компания Planeta Management Service, аффилированная с НК «Сибнефть»: в развитие ее сети предполагалось вложить 300–400 млн. долл. В среде ритейлеров ходят также слухи, что рынок розничных продаж в последнее время прощупывает также «Татнефть».

Cправка о компании «Копейка» на E-xecutive

Комментарий эксперта
Виктор Лопатин, Vobis, коммерческий директор:

Покупка «ЮКОСом» контрольного пакета «Копейки» — весьма интересное, на мой взгляд событие, причем не только потому, что «ЮКОС», по информации «Коммерсанта», намеревается инвестировать в развитие сети рекордные для российского ритейла деньги. «Копейка» — весьма интересная сеть, которая имеет большие перспективы. Концепция и формат «Копейки» предполагают предложения товаров основной группы по низким ценам. Можно сказать, что таким же образом, как «Седьмой континент» ориентирован на нишу потребителей с высоким уровнем доходов, «Копейка» позиционирует себя как розничная сеть для потребителей со средним уровнем доходов, так называемый «русский средний класс». И здесь «Копейка» конкурирует с «Перекрестком». Я считаю, что «Копейка» имеет хорошие шансы занять нишу «Перекрестка», так как эта сеть более четко придерживается концепции. В частности, цены на основные товары в «Перекрестках» в последнее время растут. «Копейка» же фиксирует эти цены и старается их не поднимать, что становится потенциалом для захвата рынка. В случае, если «Копейка» получит серьезные инвестиции, она сможет в значительной степени реализовать этот потенциал.

Мой профессинальный опыт связан, в основном, с компьютерной отраслью — в свое время я возглавлял «КАМИ», потом 4 года проработал в «Компьюлинке», а с сентября этого года работаю коммерческим директором Vobis. Однако я вижу большое сходство между розничными сетями, специализирующимися на продуктах питания, и сетями, чья специализация — компьютерные товары. В частности, в обоих случаях большую роль играет формат розничных точек и ниша, на которую они ориентированы. В 90-х годах европейский Vobis приобрел значительный опыт управления этими характеристиками. В результате конкуренции с крупными производителями компьютеров brand name — такими, как Compaq, Dell и Gateway, — Vobis принял решение переориентироваться от продвижения собственного брэнда и ценовой конкуренции на новую концепцию торговли, системную интеграцию для индивидуальных пользователей. Таким образом, мы не просто продаем технику, а подбираем ее, исходя из потребностей покупателя, обеспечивая при этом полную совместимость. Таким образом, мы строим для себя новую нишу, заняв которую, мы автоматически становимся в ней лидером.

В продуктовых розничных сетях существует та же дилемма — необходимость найти баланс между широким охватом потребителей и лидерством в одной из ниш. Таким образом, «Копейка», жестко придерживающаяся ориентации на нишу небогатых потребителей, имеет все шансы укрепить свое положение в ней. Наиболее близкая по концепции сеть — «Перекресток» — может не выдержать ценовой конкуренции с более сильным финансово конкурентом, вследствие чего ее доля рынка сократится. Сейчас сложно делать прогнозы о том, каким будет ландшафт на российком ритейловом рынке, однако можно с уверенностью ожидать, что конкуренция обострится и ошибки будут «стоить» компаниям дороже.

Источник: E-XECUTIVE.RU