12.02.2002
"Галактону", Master Food, ДП "Напои" и Sandora, а также остальным производителям молочных продуктов и соков пора начинать готовиться к худшему: WBD собирается потратить 134 миллиона долларов на новое оборудование.

7 февраля "Вимм-Билль-Данн" разместил свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Инвесторы выкупили 10,62 млн. депозитарных расписок на акции новой эмиссии по цене $19,50 на общую сумму $207,1 млн. Спрос на акции в первый день размещения оказался примерно в пять раз выше предложения. Рост акций в течение одного дня на 16% до 22,6 долларов за штуку подтолкнула французскую компанию Danone SA приобрести 4% акций российской компании за $33,2 млн. Чистый доход от размещения составил 134 миллиона долларов, большинство из которых компания собирается потратить на новое производственное оборудование.

Теперь, когда "ВБД" получил доступ к самым привлекательным источникам кредитования - акционерному капиталу - она может себе позволить еще активнее развивать наступление на молочном и соковом фронтах. Сразу по появлении WBD в Украине, которое началось с покупки третьего молокозавода г. Киева, компания "показала зубы", выпустив на рынок молочный брэнд "Словяночка". Удар по лидеру столичного рынка "Галактону" оказался достаточно сильным. Правильно разработанная упаковка, привлечение хороших sales-специалистов, грамотная рекламная кампания - все это предопределило то, что первый блин не стал комом: "Словяночка" быстро завоевала полки магазинов и сердца покупателей. Однако последовавшее за бурным натиском затишье, вызванное очень "своевременной" заменой изображения девушки-логотипа на упаковках продуктов и сменой рекламного агентства, позволило киевской "молочке" отдышаться и восстановить утраченные позиции.

Соковое направление WBD пока не "порадовало" конкурентов ничем примечательным. "J-7", "100% Gold Premium" да "Любимый сад" - вот тройка продуктов, знакомых покупателям еще с "доукраинского" периода компании. Тем не менее, ходят слухи о том, что в ближайшее время российский гигант выпустит на рынок что-то эксклюзивно украинское. Местные же лидеры соковой индустрии - Sandora (брэнды Sandora (gold и классик) и "Новый Дар"), ДП "Напои" ("Смак") и компания "Висма" (Jaffa), в отличие от производителей молочной продукции, времени даром не теряли: каждый выпустил в 2001 году на рынок новинки: "Natural Drink", "Фрутико" и очередное расширение Jaffa соответственно.

Вне зависимости от дальнейших шагов игроков молочного и сокового рынков, очевидно, что 2002 год станет важнейшим для всех компаний. Украинцам придется обороняться по всем фронтам от нападений российского молочносокового монстра: ведь, судя по всему, ни за одной из отечественных компаний не стоит такой капитал, который есть в распоряжении WBD. Особое внимание надо обратить на то, что WBD - единственная компания на украинском рынке, которая может одинаково успешно работать как на молочном, так и на соковом рынках. Не воспользоваться синергией одновременного давления на рынок по обеим направлениям "Вимм-Билль-Данну" может помешать только агрессивная и грамотная контригра украинских производителей.

СПРАВКА: Компания "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" была основана в 1992 году и начала свой бизнес с аренды производственных мощностей Лианозовского молочного комбината для производства соков. В настоящее время компания производит широкий ассортимент соков и молочных продуктов, владеет 14 предприятиями молочной отрасли в России и СНГ. Доля компании на рынке молочных продуктов в прошлом году составила 8,1% (доля ближайшего конкурента почти в четыре раза меньше), на рынке соковой продукции - 37,8%. Прибыль за 2001 год - $42 млн.

Источник: Marketing Mix