Открывая мероприятие, президент холдинга Паблисити Гай Ханов отметил, что PR в России пришел на смену пропаганде, и это обстоятельство оказало сильное влияние на характер отечественного PR. Период становления PR в России - это период передела собственности, период социальных конфликтов, что также не могло не повлиять на характер отечественного PR. По словам Гая Ханова, до последнего времени капитализм в России был ориентирован на сиюминутную выгоду, и только сегодня компании начинают чувствовать необходимость построения долгосрочной стратегии. "Многие бизнесмены уже уяснили, что репутация это важно, но не поняли, что такое репутация". Репутация, по словам Гая Ханова, это кредит доверия, влияющий на покупательский спрос, это результат долгосрочных отношений с аудиторией. Требования сегодняшнего потребителя уже не ограничиваются только качеством или ценой товара. Лояльность потребителя зависит от социального статуса компании. Крупнейшие компании, по словам Ханова, не просто производят товар, они создают стандарты потребления, формируют стиль жизни. Проблемы российского PR во многом схожи с проблемами PR во всем мире: эта профессия еще не сформулировала для себя основных критериев - объекта и предмета деятельности, стандартов образования, показателей эффективности. Екатерина Коляда, вице-президент по связям с общественностью холдинга "Металлоинвест", отметила, что особенности российского PR тесно связаны с инвестиционным климатом страны. Особенности предпринимательства в России широко известны: коррупция, зависимость бизнеса от власти, неравные условия конкуренции, несовершенство законодательства, отсутствие политической и экономической стабильности. На отечественном инвестиционном рынке получение кредитов зависит большей частью от уровня неформальных отношений и доверия потенциальных инвесторов. Однако российские финансовые структуры неохотно идут на кредитование национальной экономики. Для западных инвесторов, по словам Коляды, определяющее значение имеет позитивный имидж предприятия, который складывается из открытости, прозрачности и репутации компании на рынке. Без прозрачной экономики и равных правил бизнеса российским компаниям сложно рассчитывать на инвестиции западных партнеров. Необходимы совместные усилия власти и бизнеса по преодолению перечисленных недостатков и созданию тем самым инвестиционной привлекательности страны в целом. Генеральный директор кондитерской фабрики "Конфаэль" Ирина Эльдарханова поделилась с аудиторией опытом продвижения торговой марки "Конфаэль" на российском рынке. Ирина Эльдарханова отметила, что ни одна рекламная кампания не может быть эффективной, если производителю нечего сказать о своем товаре, подтвердив тем самым известный в PR-практике принцип о том, что важно не то, о чем вы хотите сказать, а то, что от вас хотят услышать. Ирина Борисовна не согласилась с утверждением об агрессивном вторжением торговой марки "Конфаэль" на рынок. Кампания по продвижению этой торговой марки заключается, по словам Эльдархановой, в информировании потребителей об особенностях производимой шоколадной продукции, в развитии культуры потребления продукта. Игорь Игнатьев, вице-президент группы компаний КАСКОЛ, продолжил разговор об особенностях отечественного PR, отметив, что PR уже стал функцией управления. Сегодня PR-специалисту очень важно иметь высокий статус в компании, в идеале - быть вице-президентом. По словам Игнатьева, PR тесно связан с общей стратегией компании. В то же время PR - не панацея и носит прикладной характер, помогая реализовать бизнес-задачи. По мнению Игнатьева, необходимо четко представлять цели и задачи бизнеса и в зависимости от этого строить PR-стратегию на несколько лет вперед. Игорь Игнатьев также отметил, что все большее значение в работе PR-служб имеет развитие интернета, электронных баз данных и библиотек. Даже маленькая негативная публикация в региональной газете, попавшая в интернет, может оказать сильное влияние на общественное мнение, если на нее вовремя не отреагировать. Большую дискуссию вызвало выступление Олега Чернозуба, руководителя компании VIRATIO Business Consulting Company. Олег Чернозуб высказал категорическое мнение о том, что реклама и PR в том виде, в котором они существуют сегодня, не нужны ни производителям, ни потребителям. Акционеры, по словам Чернозуба, не хотят больше слышать туманные фразы вроде "интегрированные маркетинговые коммуникации", они хотят знать, как работают их деньги, вложенные в PR и рекламные кампании. Однако PR сообщество, по мнению Чернозуба, пока не может найти ответ на вопрос, как PR деятельность может стать фактором акционерной стоимости и каковы критерии эффективности рекламных и PR-кампаний. Гай Ханов не согласился с пессимистическим взглядом Олега Чернозуба, заявив, что, не смотря на то, что проблемы у отечественного PR существуют, как профессия PR в России сложился и является неотъемлемой частью жизни нашего общества. Дополнительная информация по тел. 250 63 70/80 или e-mail: [email protected] (Юлия Слуцкова), [email protected] (Светлана Лузгина) |