11.04.2002
Столичный оператор наружной рекламы - агентство «Реклама-Сервис» - в очередной раз стал участником рекламного скандала.

В прошлом году оно фигурировало в «щитовом» деле (тогда спор разгорелся вокруг рекламных конструкций Big Board, которые были незаконно переоформлены его бывшим директором Романом Агуасом на «Рекламу-Сервис»), а на сей раз засветилось как участник «алкогольного» конфликта, чем вызвало негодование в рекламном сообществе. Дело в том, что согласно принятому еще в 1998 г. закону о производстве и обороте алкогольной продукции спиртные напитки крепостью более 15% могут рекламироваться только в местах продаж или в специализированных изданиях. Но руководство «Рекламы-Сервис» посчитало, что запреты для того и существуют, чтобы их нарушать, и в марте разместило на своих щитах рекламу водки «Белое золото России» и ирландского ликера Bailey’s (ликер содержит 17% алкоголя, а потому попадает в категорию крепких алкогольных напитков, стало быть, его рекламировать нельзя).

Агентства наружной рекламы начали отказываться от работы с вино-водочными компаниями еще в начале прошлого года, когда Высший арбитражный суд признал правоту Министерства по антимонопольной политике (МАП) в споре с рекламными агентствами. МАП опирался на «алкогольный» закон, а рекламисты руководствовались законом «О рекламе», который разрешал рекламу крепких алкогольных напитков. С этого момента водку можно было пить, любоваться этикетками в баре, но не более того.

После проигрыша почти все операторы наружной рекламы превратились в законопослушных участников рынка. Единственным постоянным «нарушителем конвенции» было агентство «Атор», которое продолжало работать с запрещенным товаром. Рекламные плакаты на щитах компании были единственным напоминанием горожанам, что кроме косметики, всевозможных сладостей, кормов для животных есть и другая категория товаров - высокоградусная, которую можно встретить на прилавках любых магазинов.

Многочисленные предписания МАПа и штрафные санкции каких-либо результатов не давали. А Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА), дабы не вызвать негодование властей на законопослушные агентства, в ноябре прошлого года исключила «Атор» из числа своих членов. Но и это ничего не дало. Алкогольная реклама исчезла со щитов «Атора» только в этом году. После убийства генерального директора компании Владимира Каневского рекламная фирма решила «работать по закону». Ниша освободилась, но, как говорится, свято место пусто не бывает, и его тут же заняла «Реклама-Сервис».

Надо сказать, что эта компания развернулась с размахом. По данным исследовательской фирмы «ЭСПАР-Аналитик», в Москве «Реклама-Сервис» на щитах формата 3х6 м (надо полагать, отобранных в свое время у Big Board) разместила 132 рекламных плаката «Белого золота России». Еще 140 поверхностей заняли плакаты дорогого ликера. По мнению участников рынка, рекламисты на размещении рекламы водки и ликера заработали не менее $270 000. «Это не просто нарушение закона, а явный элемент недобросовестной конкуренции, - считает вице-президент рекламной фирмы «XXII Век» Владимир Пантюхин. - Получается, что одни чтут закон, а другие получают немалые прибыли, нарушая этот закон».

Что делать с нарушителем, рекламисты не знают. Исключить «Рекламу-Сервис» из РАРА, как это было в случае с «Атором», они не могут, потому что компания... не является членом ассоциации; пристыдить - не поможет. За четверть миллиона долларов можно стерпеть нападки со стороны конкурентов по цеху. Но еще остается надежда на контролирующие органы. Можно не сомневаться, они-то накажут провинившегося перед законом оператора. МАП со свойственной ему инерционностью вынесет предупреждение, оштрафует, если надо. Так что законопослушные компании получат определенную дозу морального удовлетворения от экзекуции нарушителя. Управление правительства Москвы по делам наружной рекламы тоже не собирается оставаться в стороне от конфликта. Заместитель начальника управления Павел Шмидт клятвенно заверил, что в самое ближайшее время в Москве не останется ни одного «высокоградусного» щита. То ли истек срок действия договора между агентством и рекламодателем, то ли угрозы чиновника возымели действие, но скандальные щиты и вправду на днях исчезли. Посмотрим, кто будет следующим нарушителем.

Источник: Русский Фокус