25 апреля 2002 года состоялся круглый стол "Связи с общественностью: проблемы социальной ответственности", который был организован Северо-Западным отделением РАСО совместно с факультетом журналистики СПбГУ и проходил в рамках традиционной научно-практической конференции "Средства массовой информации в современном мире". Дискуссию открыла декан факультета журналистики СПбГУ, председатель СЗРАСО Марина Шишкина. Она подчеркнула, что тема социальной ответственности паблик рилейшнз является одной из самых часто обсуждаемых тем в профессиональном PR- сообществе, но при этом она не становится менее актуальной. С первым докладом выступил специально приглашенный на конференцию доктор филологических наук, зав. кафедрой информационной политики Украинской академии государственного управления Георгий Почепцов. Темой его доклада стал вопрос этики взаимоотношений PR- специалистов и массовой аудитории в разрезе социальной ответственности, которую несут PR-мены, направляя созданный ими информационный поток на потребителей информации, изменяя не только массовое, но порой и индивидуальное сознание человека. Ключевой фразой выступления стала цитата ирландского журналиста, прозвучавшая из уст докладчика, так: "Этика возникает на определенном уровне зарплаты". Профессор продолжил доклад, объяснив, как профессиональная этика журналистов и PR-менов развивается сегодня на трех основных уровнях: событийном, информационном и виртуальном. Видению проблемы социальной ответственности PR с точки зрения руководителя крупного бизнеса было посвящено выступление президента Медицинской ассоциации "Меди" Тамаза Мчедлидзе. Суть доклада состояла в следующем: в мире рыночной экономики существует ценность . "преданность своему потребителю", которая позволяет бизнесу развиваться и достойно нести свою ответственность перед обществом. По мнению автора доклада, эта ценность еще не нашла поддержки в российской информационной среде, что мешает представителям PR и СМИ иногда сохранять свое достоинство перед потребителями информации. Следующий, не менее актуальный вопрос, был поднят генеральным директором "Агентства журналистских расследований" Андреем Константиновым. Он заключался в проблематике так называемого "черного PR", который широко практикуется в избирательных кампаниях. Докладчик подчеркнул, что в качестве неизбежных последствий использования "черных PR-технологий" и "ложной" социологии является психологическая травма общества, выражающаяся в форме правового нигилизма, в возрастании недоверия общества к социологии, в формировании ложных ориентиров, в возрастании прямого криминала, в деструктуризации средств массовой информации. Было подчеркнуто, что общество еще не "испугалось" последствий такой PR-деятельности, нет негативного отношения к специалистам "черного PR" и следовательно санкций за нарушение правил PR- ответственности. Далее выступила специально приглашенная на конференцию гостья из Болгарии, госпожа Минка Златева, проф. кафедры ЮНЕСКО "Коммуникации и связи с общественностью" Софийского университета им. Святого Климента Охридского, член управляющего Совета Болгарского общества по связям с общественностью, член IPRA. Она сообщила аудитории, что метафора "слуга двух господ" (по одноименному названию пьесы Карло Гольдони) идеальным образом подходит для определения PR-специалиста. В докладе прозвучало, что социальная ответственность PR-мена распространяется не только на непосредственных потребителей PR-продукции, но и на имидж профессионального сообщества. Вступая в общественные отношения, каждый "слуга" (PR- специалист) индивидуально решает, кому из "господ" быть вернее. Регулирования ответственности PR- специалиста можно добиться только тогда, когда интересы организации будут совпадать с интересами общества. В этом случае неизбежно будет формироваться доверие общества к организации. Официальную часть дискуссии завершил доклад доцента кафедры общественных связей факультета журналистики СПбГУ, кандидата филологических наук Алексея Кривоносова. Тема доклада была заявлена как "PR-текст в системе массовых коммуникаций". Автор недавно вышедшей одноименной монографии напомнил аудитории об основных моделях взаимодействия между PR- специалистами и журналистами, затронул вопрос тактики создания информационных поводов и подчеркнул приоритетную важность доверия в деятельности PR. Аудитория сошлась на том, что основным критерием профессионального достоинства в этой области является именно личная ответственность каждого PR- специалиста. "Это подобно тому, как человек выбирает веру, а не религию" - философски отметили PR-мены. |