Сразу семь крупных московских розничных компаний, среди которых "ДИСКОНТцентр", "Рамэнка" и "Седьмой континент", вскоре построят собственные распределительные центры (РЦ). Наличие РЦ - по сути, больших автоматизированных складов - поможет ритейлорам существенно сократить затраты (в первую очередь транспортные) , связанные с доставкой товаров в магазины. По данным правительства Москвы, в 2002 - 2004 гг. построить РЦ - площадью от 4000 до 30 000 кв. м - планируют следующие компании: Торговый дом "Перекресток", "ДИСКОНТцентр" (сеть "Дикси") , "Седьмой континент", Торговый дом "Копейка", ПФК "БиН", компания "Агроторг" (сеть "Пятерочка") , компания "Рамэнка" (сеть "Рамстор"). "Распределительный центр позволит нам избавиться от многих посредников на пути движения товара от производителя до магазина, - говорит замгендиректора "Седьмого континента" Валентин Запевалов. - А также резко повысить производительность труда в магазинах, поскольку многие операции по подготовке товара к продаже будут делаться в РЦ". Заодно наличие РЦ поможет сети расширить торговые площади: по словам Запевалова, сейчас до 50% общей площади московских магазинов занимают склады. Директор BBPG Consulting Родион Толпушов отмечает, что введение в строй РЦ позволит розничным компаниям упростить систему поставок продукции в магазины, контроль за товаропотоком, гарантировать, что товар в нужное время окажется в нужном месте. Наличие РЦ означает для ритейлора возможность снизить издержки и, как следствие, цены. "Сегодня ритейлор платит дистрибьютору за доставку продукции в каждый магазин сети от 6% до 15% от себестоимости товара, - говорит Толпушов. - А так производители будут поставлять продукцию только в одно место - в РЦ, а оттуда розничные компании станут сами, на своем транспорте, развозить товары по торговым точкам, что дешевле". РЦ, как рассказал управляющий розничной сетью "БиН" Илья Скобицкий, позволяют сократить издержки на поставки товаров как минимум на 5%. У "БиН" и "Перекрестка" уже есть по одному РЦ. Но сети растут с такой скоростью, что мощности существующих РЦ перестают их удовлетворять, и они построят еще по одному РЦ. По словам Юрия Нестеренко, директора по развитию сети "Дикси", которая вскоре планирует приступить к строительству двух собственных РЦ, срок окупаемости таких объектов составляет обычно от четырех до шести лет. В Москве строить РЦ, по мнению Нестеренко, лучше всего неподалеку от МКАД - это ускорит процесс доставки товаров в магазины, большинство из которых находятся в спальных районах города. По мнению представителя в России программ Европейского торгового института (EHI) Олега Войцеховского, у российских компаний может быть еще одна цель строительства РЦ. "Ряд отечественных компаний рано или поздно сдадут позиции иностранцам, - считает Войцеховский. - А розничная структура, включающая РЦ, стоит гораздо дороже и лучше продается, чем сеть магазинов, где его нет". НОВЫЙ ВЗГЛЯД. Западные специалисты по розничной торговле считают, что создание распределительных центров оправданно для сетей, включающих не менее 70 магазинов. До сих пор большинство российских ритейлоров не считало создание РЦ необходимым. Еще два года назад представители "Рамэнки" утверждали, что их компании, и так покупающей товары в основном напрямую у производителей, невыгодно тратить деньги на РЦ, ведь стоимость такого объекта, в зависимости от его площади и количества магазинов, на которые он рассчитан, составляет от $5 млн до $15 млн, не считая затрат на автоматизацию ($1 - 3 млн). Тем не менее к концу нынешнего года "Рамэнка" введет в строй первую очередь своего РЦ. Источник: Ведомости |