05.06.2002
Ответный удар. Русские сети открывают магазины в Европе

Российские ритейлоры часто говорят об угрозе со стороны выходящих на наш рынок международных сетей розничной торговли. Как показывает эксперимент, затеянный крупной сетью магазинов бытовой электроники «Эльдорадо», российские торговцы накопили достаточное количество амбиций, чтобы претендовать на выход в Европу - по крайней мере, Восточную.
Компания "Эльдорадо" начала работу в 1994 г. с нескольких магазинов в городах Поволжья. Сейчас в составе сети около 200 магазинов в 130 городах России и Украины. Точный оборот "Эльдорадо" в компании не называют. По оценкам независимых экспертов, он превышает $300 млн.

Первый магазин под управлением "Эльдорадо" - гипермаркет бытовой электроники MaxMedia торговой площадью 5000 кв. м - открылся в Варшаве еще полтора года назад. Теперь же, как сообщил «Ведомостям» президент компании Игорь Яковлев, польский бизнес сети стоит на пороге масштабного расширения: в конце нынешнего - начале будущего года "Эльдорадо" планирует наращивать количество магазинов в Польше, доведя их число до 17. Этот проект «Эльдорадо» будет осуществлять вместе с иностранным партнером, имя которого представители компании не раскрывают. Александр Пляцевой, президент ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) , в которую входит "Эльдорадо", считает, что, открывая магазины в Восточной Европе, сеть не преследовала цели захвата рынка, на котором работают крупнейшие международные продавцы бытовой техники вроде MediaMarkt. Этот шаг, по мнению Пляцевого, нужен компании, раньше работавшей в основном в российских регионах, для приобретения дополнительного опыта. "Конкуренция в Польше гораздо сильнее, чем в России или на Украине, где у "Эльдорадо" также есть 22 магазина, а учиться можно только в борьбе", - считает Пляцевой. Яковлев подтвердил эту точку зрения, заявив, что технологии, выработанные компанией в Польше, будут перенесены в Россию. "Это неоценимый маркетинговый опыт - получить возможность апробировать свою конкурентоспособность перед иностранными риэлторами", - считает пресс-секретарь "М. Видео" Мария Белан.

Практика работы в условиях жесткой конкуренции пригодится "Эльдорадо" на московском рынке, к активному освоению которого компания приступила в этом году. Первую попытку "закрепиться" в столице "Эльдорадо" предприняла еще в 1998 г. , приобретя три магазина бытовой электроники, ранее принадлежавших компании "Микродин". По мнению других участников московского рынка, попытка оказалась неудачной - эти магазины закрылись. Однако заместитель гендиректора «Эльдорадо» Евгений Михеев утверждает, что микродиновские магазины были лишь тестом перед началом активной работы. Сейчас у "Эльдорадо" в столице пять дискаунтеров бытовой электроники площадью до 1000 кв. м под маркой "Телеки-видики" и три магазина под маркой "Эльдорадо" - в Москве, Зеленограде и подмосковном Королеве. До конца года "Эльдорадо" планирует увеличить общее число своих магазинов с 200 до 300, из них 10 будет открыто в столице. Вывеска, под которой они будут работать, зависит от размера помещения - небольшие станут "Телеками-видиками", а крупные - "Эльдорадо", говорит Михеев.

Вопросы, связанные с источниками финансирования расширения сети, Михеев обходит стороной. Впрочем, по данным РАТЭК, несмотря на распространенное мнение, что активное развитие компаний, продающих бытовую технику, возможно лишь на деньги крупных инвесторов, большинство из них вкладывает в расширение сети собственную прибыль. Однако при условии расширения числа акционеров развитие могло бы быть еще более динамичным, считают эксперты РАТЭК.

Ставка «Эльдорадо» на открытие небольших магазинов бытовой техники противоречит стратегии большинства лидеров московского рынка - "СВ" (сеть "Техносила") , "Мира", "М. Видео", "Партии", которые предпочитают работать в формате гипермаркета. Пресс-секретарь "М. Видео" Мария Белан говорит, что перспективность дискаунтеров вызывает у ее компании серьезные сомнения - если маленькие продуктовые магазины, где можно купить продукты, не отходя далеко от дома, необходимы, то пойдет ли покупатель в магазин с небольшим ассортиментом за техникой, непонятно. По данным GfK, для населения с доходами выше 4000 руб. в месяц определяющим фактором для выбора места покупки является наличие в магазине широкого ассортимента. Андрей Зуев, директор по связям с общественностью компании "Мир", открывающей летом крупнейший в Москве магазин бытовой техники торговой площадью 5000 кв. м, говорит, что большое пространство удобно для покупателя: можно лучше рассмотреть технику, протестировать сложную аппаратуру, например домашний кинотеатр. Кроме того, в больших магазинах можно разместить привлекающую покупателей инфраструктуру.

Впрочем, среди грандов столичной торговли есть и такие, кто с интересом присматривается к действиям «Эльдорадо». «Сейчас "СВ" развивает формат больших магазинов, наиболее востребованный потребителями, но если через полтора-два года окажется, что «Эльдорадо» успешно работает [в столице], то и мы можем попробовать работать в этом формате», - говорит гендиректор крупнейшей по количеству магазинов в Москве компании "СВ" Сергей Липский.

По словам Михеева, существенным доводом в пользу работы в формате дискаунтера будут низкие цены: «Эльдорадо» сможет обеспечить их за счет использования недорогих помещений, а также получения особых условий у поставщиков за счет самого большого среди российских компаний товарооборота. Пляцевой также считает, что ниша небольших магазинов перспективна и позволит компаниям, которые в ней работают, лучше других чувствовать себя в момент прихода в Россию транснациональных корпораций, ведь они будут открывать здесь в первую очередь гипермаркеты.

Впрочем, и сама "Эльдорадо" намерена открыть в этом году в столице не менее двух гипермаркетов (один из них - площадью более 5000 кв. м) , говорит Михеев. Однако сможет ли региональная компания подвинуть участников московского рынка, сказать сложно: в Москве развитие компании, пусть даже обладающей большими финансовыми возможностями, зависит от способности находить подходящую под открытие магазинов недвижимость, считает Пляцевой.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РОСТ.

Профинансировать открытие магазинов "Эльдорадо", как, впрочем, и другим продавцам бытовой электроники, поможет всплеск потребительского спроса на эти товары, произошедший в прошлом и продолжающийся в этом году. В 2001 г. рынок бытовой электроники в России, по данным GfK, вырос на треть. При этом спрос на электротовары в регионах, где и расположена большая часть магазинов "Эльдорадо", рос значительно быстрее, чем в столице. Если объем продаж крупной бытовой техники увеличился в Москве на 20% , то в регионах на 40% , а мелкой соответственно на 40% и 60%. В 2003 г. рост российского рынка составит 15 - 20%. Учитывая этот факт, московские компании также думают о том, чтобы расширить зону своего охвата. "М. Видео" намерена в 2002 г. открыть 10 магазинов в регионах. Сергей Липский из "СВ" говорит, что в ближайшие 2 - 5 лет в поле зрения его компании попадут и страны СНГ, в том числе Украина.

Источник: Ведомости