Производители находят способы рекламировать сигареты на чемпионате Пять месяцев назад руководство ФИФА объявило, что нынешний чемпионат мира пройдет под знаком борьбы с курением. Только табачным компаниям об этом сообщить забыли. В Малайзии болельщики включают телевизор и слышат сопровождающую трансляцию рекламу: "Это тебе подарок от Dunhill". British American Tobacco позаботилась о своем брэнде. Вторая в мире по величине публичная компания в своем секторе также вовсю использует печатную рекламу, извещающую о трансляциях, и разыгрывает бесплатные билеты на матчи в Японии. Клайв Бейтс, сотрудник международной антитабачной группы "Инициатива против курения за здоровье", считает, что в качестве спонсора чемпионата на малайзийском телевидении British American вводит в заблуждение юных зрителей, внушая им мысль, будто бы ФИФА поощряет курение. Полтора года назад Всемирная организация здравоохранения начала переговоры с корейскими чиновниками и ФИФА, предложив увязать начало чемпионата 2002 г. с Всемирным днем без табака (31 мая). Футбольное начальство дало согласие, и между ФИФА и ВОЗ был подписан меморандум о сотрудничестве, жестко ограничивающий возможности производителей и потребителей табака в местах проведения матчей. По условиям договора продажа табачных изделий на стадионах запрещалась, а курение разрешалось только в специально отведенных местах. На стадионах решено было разместить антитабачные плакаты и логотипы ВОЗ. Несмотря на все усилия, по мнению борцов с курением, табачные компании все равно находят способы использовать чемпионат для рекламы своей продукции среди молодых болельщиков. Чиновники, ответственные за спортивные мероприятия, убирают сигареты и их рекламу со стадионов, запрещают компаниям использовать логотип чемпионата, но не могут диктовать средствам массовой информации, о чем им вещать. В США табачным компаниям не разрешается рекламировать себя на телевидении, но в некоторых развивающихся странах они могут делать это свободно. Базирующаяся в Карачи Lakson Tobacco предлагает телезрителям наслаждаться чемпионатом "вместе с Diplomat" (имеется в виду ее брэнд, продающийся в Пакистане). Lakson развернула свою кампанию на местном телевидении в мае. Например, одна из ее широко разрекламированных инициатив - розыгрыш призов среди болельщиков. В числе главных призов - миниатюрное футбольное поле, сделанное из золота. Хотя эти ролики крутят только после 21. 00, их вполне могут смотреть дети. "Ни один пакистанский ребенок не отправляется в кровать раньше 23. 00", - возмущается Джаваид Хан, врач-пульмонолог и активист антитабачного движения, сотрудник клиники Университета Ага Хана в Карачи. Небольшая доля акций Lakson принадлежит Philip Morris. Реми Кальве, директор по связям с прессой в Philip Morris International, заявил, что его компания не отвечает за действия руководства Lakson. По его словам, сама Philip Morris не имеет никаких рекламных проектов, связанных с чемпионатом. Многие табачные компании готовы играть не по правилам, несмотря на жесткое давление, которому они в последнее время подвергаются со стороны общественности по всему миру. Чемпионат мира слишком соблазнителен - не все могут устоять перед маркетинговыми перспективами, открывающимися в связи с таким масштабным событием. У транснациональных табачных компаний растут объемы продаж в развивающихся странах, где им в союзе с местными вещательными компаниями легче развивать рекламную активность. Ни те ни другие не чувствуют себя обязанными хранить верность идеям ФИФА. Примечательно, что хозяйки чемпионата - Корея и Япония - принадлежат к числу самых курящих стран мира. Korea Tobacco & Ginseng - крупнейшая корейская табачная компания, 33% которой принадлежит государству, - выпустила новый вид сигарет с изображением футболистов на пачке. Этот жест был расценен как грубое нарушение только что подписанного "бестабачного" соглашения с ФИФА. Вскоре компания прекратила выпуск новой марки, хотя некоторые из этих пачек еще лежат на прилавках магазинов. (WSJ, 18. 06. 2002) Источник: Ведомости |