На этой неделе депутаты Государственной думы должны окончательно определить и вынести на пленарное заседание уровень ставок акцизов на сигареты и алкогольные продукты в 2003 году. На заседаниях подкомитета по бюджету и налогам, прошедших в конце прошлой недели и в минувший понедельник, депутаты приняли предварительное решение оставить для табачных изделий ранее действовавшую специфическую ставку вместо введения комбинированной, проиндексировав ее в 1,9 раза. А для алкоголя — поднять ставку на 15% для крепкого спиртного и на 25% — для пива. Для производителей табачной продукции рекомендации парламентариев вряд стали неожиданностью. Они весь нынешний год поддерживали различные системы взимания акциза, фактически разделившись на два противоборствующих лагеря. Один (почти все транснациональные корпорации) поддерживал сохранение специфической ставки акциза — определенную сумму сборов за каждую тысячу сигарет; другой (British American Tobacco и все российские производители) — смешанную систему взимания акцизов, то есть специфическую составляющую плюс процент от отпускной цены. Последние настаивали на том, что сохранение специфической ставки оставит цены на дорогие сигареты без изменения и ударит по карману потребителя, привыкшего к дешевым сигаретам. Сторонники специфической ставки, напротив, утверждали, что рост цен будет в любом случае незначительным, зато поступления в федеральный бюджет при сохранении действующих налогов будут куда больше. — Мы выступаем за сохранение действующей специфической системы акцизов, — сказал "Известиям" управляющий по работе со СМИ компании Philip Morris Дмитрий Хролл. — Эта система прозрачна, позволяет получать стабильные доходы в государственный бюджет и обеспечивает равные условия для конкуренции между производителями на рынке. В течение 5 лет действия специфической системы в табачную отрасль привлечено более 1,5 миллиарда инвестиций, в стране налажен выпуск всемирно известных марок сигарет, качество продукции постоянно растет. По нашему мнению, менять систему, которая стимулирует такое развитие отрасли, нецелесообразно. А вот начальник отдела по связям с государственными органами корпорации British American Tobacco Кирилл Болматов, в свою очередь, говорит "Известиям", что "как компания, которая активно развивает производство дорогих сигарет, мы при любой системе будем чувствовать себя комфортно". "Однако, — продолжает он, — мы считаем, что депутаты, приняв решение сохранить специфическую ставку, проигнорировали аргументы производителей и здравого смысла". По данным сторонников смешанной системы, предложенный правительством и принятый Думой в первом чтении вариант изменения акциза, предполагавший введение смешанной ставки на табачные изделия, мог бы принести в бюджет дополнительно свыше 7 млрд рублей. В то же время, аргументируя свое решение относительно сохранения специфической ставки, представители бюджетного комитета Госдумы сулят дополнительные поступления в бюджет свыше 9 млрд рублей. Всего же, по мнению парламентариев, в 2003 году табак принесет казне более 19 млрд рублей. Несколько иначе к увеличению ставки акциза отнеслись производители крепких алкогольных напитков и пивовары. "Акциз нельзя менять, когда все к нему привыкли, — сказал "Известиям" источник из алкогольной отрасли, пожелавший остаться неназванным. — Есть два вида игроков на рынке — честные и нечестные. Честный платит акциз, и стоимость его продукции повышается, а бизнес нечестного сразу же становится конкурентоспособным". Более скептически к повышению ставок акцизов относятся в пивоваренной отрасли. Союз российских пивоваров, а также большинство компаний-производителей считают странным, что ставки были повышены для крепких напитков на 15%, а для пива — на 25%. "Мы считаем, что более справедливой была бы равная шкала акцизов, — говорит вице-президент компании Sun Interbrew Ирина Кибина. — Решение депутатов — более политическое, чем фискальное. Получается, что пиво не является приоритетным товаром". По мнению г-жи Кибиной, подобный шаг отразится в первую очередь на местных производителях, балансирующих на грани окупаемости и вынужденных в таких ситуациях повышать стоимость своего продукта: "Потребитель, который пьет пиво для общения, перейдет на более известные марки, а те, кто пьет ради градуса, — на крепкий алкоголь". Кстати, руководитель департамента налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции Министерства по налогам и сборам Валерий Губанов также ранее отмечал, что если табачная отрасль растет семимильными шагами, то в отношении налогообложения алкогольной отрасли уже достигнута золотая середина; если же акциз будет повышен, то скорее всего сборы уменьшатся. Источник: Известия |