03.07.2002
Футболисты подвели розницу. Спрос на сувенирные футболки непредсказуем

ЛОС-АНДЖЕЛЕС - Непостоянство футбольной фортуны коснулось и компаний розничной торговли. Каждый болельщик хочет купить майку победителя чемпионата, но кто им станет - невозможно предугадать заранее. Проходит слишком много времени, прежде чем нужный товар будет изготовлен, заказан и отправлен в розничную торговлю.
С заката до рассвета 21 июня корейский квартал Лос-Анджелеса утопал в красном. Десятки тысяч жителей района, одетые в цвета своей футбольной команды, приветствовали ее прорыв в четвертьфинал. На этом национальном празднике явно не хватало одной детали: ни на ком не было сувенирной футболки родной команды. Впрочем, это не удивительно: Nike, которая занимается снаряжением корейской сборной, продавала такие футболки розничным торговцам только в Корее. Этот вид товара никогда не поступал ни в фирменный магазин Nike Town в Беверли-Хиллз, ни в Soccer Store в Глендейле (неподалеку от "корея-тауна") , ни в известный специализированный футбольный магазин Niky's Sports в самом центре района.

По подсчетам менеджера Niky's Sports Питера Орелланы, магазин вполне мог бы продать несколько тысяч футболок по $90, но заказанные им модели так и не появились. Когда Южная Корея выиграла четвертьфинальный матч у Испании, спрос среди здешних болельщиков, представляющих самую крупную корейскую диаспору в мире, еще больше вырос. Между тем именно на этих покупателей рассчитывала Селина Соза, менеджер Soccer Store, заказавшая партию южнокорейских футболок к чемпионату 1998 г. Потом их пришлось уценить на 80%. "Кто бы мог подумать, что корейцы войдут в такой раж? - удивляется Соза. - Может быть, больше это не повторится. .. " Когда год назад Рей Эванс, занимающийся закупками спортивных товаров для Kitbag.com, комплектовал каталог, его компания закупила массу вещей, связанных с нидерландской сборной, которая отсеялась еще на стадии отборочных матчей. Зато единственная "не охваченная" им сенегальская команда нанесла поражение французам и дошла до четвертьфинала. Десятки тысяч футболок французов и аргентинцев, для которых чемпионат окончился после группового этапа, скопились на складах. Эванс уверен, что ему удастся все продать, но не так быстро, как он рассчитывал.

Французские газеты сообщают, что тысячи сувенирных футболок их команды лежат на складах Adidas-Salomon нераспроданными. Adidas отрицает наличие на ее складах нераспроданных футболок, однако ее представитель признает, что спрос на реликвии, связанные с французской сборной, уменьшился в связи с проигранным чемпионатом.

В целом сезон, сопровождавшийся неожиданными взлетами и падениями, не слишком удался для спортивных компаний. Торговля сувенирными футболками - один из главных способов компенсировать гигантские суммы, в которые компаниям обходится экипировка сборных. Большинство ведущих национальных сборных заключили с одной или двумя компаниями 10-летние контракты на поставки снаряжения, стоимость которых оценивается девятизначной цифрой.

Подобные контракты дают компаниям, выпускающим спортивную одежду, право продавать "официальные" футболки сборных по цене $70 - 90. Взамен компании платят командам деньги и снабжают футболистов формой, полотенцами, сумками и т. д. Десятилетний контракт Nike с бразильской сборной оценивается в $200 млн. Даже ее 10-летний контракт со сборной США (при том что футбол не пользуется в стране большой популярностью) тянет на $100 млн, сообщает источник, близкий к американской команде.

Источник: Ведомости