12.07.2002
Они возвращаются. Настойки лекарственных трав вновь могут начать конкурировать с водкой

Вступившие недавно в силу поправки в Налоговый кодекс освободили от акциза спиртосодержащие лекарственные средства, расфасованные в тару более 100 мл. Производитель популярной в прошлом 70-градусной настойки боярышника - компания "Брынцалов А" - уже готовится увеличить объемы бутылочек, в которые фасуется настойка, воспринимаемая частью населения как дешевая альтернатива водке.
До 2000 г. пьющая часть населения рассматривала недорогие спиртовые лекарственные настойки отечественного производства как выгодную альтернативу водке. Пол-литровая бутылка настойки боярышника крепостью аж 70 градусов обходилась в 30 руб. Примерно столько же стоила бутылка ординарной 40-градусной водки. Именно это вынудило налоговые органы при подготовке Налогового кодекса в 2000 г. отменить освобождение от алкогольного акциза (98,78 руб. с литра безводного спирта) спиртосодержащих лекарств в упаковке объемом больше 100 мл. Производство настоек пошло на спад, а выпуск упаковок свыше 100 мл вообще практически прекратился. Самый крупный производитель 70-градусной настойки боярышника - компания "Ферейн" - в I квартале 2001 г. произвела этого продукта на $4,2 млн, а в I квартале нынешнего года - только на $1,5 млн.

Новая редакция Налогового кодекса, принятая в конце весны, вступила в силу задним числом - с 1 января. Норма, в соответствии с которой от акциза освобождаются спиртосодержащие лекарственные средства исключительно в емкостях менее 100 мл, из кодекса при этом исчезла. Производители лекарств, по данным "Ведомостей", пока на послабление не отреагировали, зато забеспокоились таможенные и налоговые органы, которым предстоит возместить производителям и импортерам акцизы, собранные с начала года.

Таможня понесла не самые большие потери. По словам Александра Воронина, заместителя начальника главного управления федеральных таможенных доходов ГТК, комитет должен вернуть задним числом акциз за ввезенные на территорию страны спиртосодержащие медикаменты в размере 447 000 руб. На сбыт импортных спиртосодержащих настоек типа бальзама Биттнера нововведение повлияет несущественно по причине их относительно высокой стоимости, считает заместитель генерального директора компании "Протек" Андрей Ларичев.

С настойками российского производства ситуация более интересная. По данным центра маркетинговых исследований "Фармэксперт", только в I квартале этого года различных настоек было продано около 15 млн 100-граммовых упаковок на $3,5 млн, в том числе пресловутой настойки боярышника.

"Опять станет больше суррогатов алкоголя под видом лекарств, - посетовал сотрудник МНС, пожелавший сохранить анонимность, - но мы продолжим работу и попытаемся снова внести это ограничение в закон".

"Мы целенаправленно сокращаем производство настойки боярышника и повышаем цену, - оппонирует директор по маркетингу компании "Брынцалов А" Лариса Павловская. - Мы не хотим, чтобы люди использовали ее как заменитель алкоголя".

По словам Павловской, популярная в народе настойка сейчас превращается в марочный товар под брэндом "Кратегус". Вводить брэнд пришлось потому, что некоторые предприятия стали подделывать популярный брынцаловский продукт, говорит Павловская. 70-градусный "Кратегус" стоит сейчас примерно 12 руб. за 100-граммовую упаковку. По словам Павловской, "Кратегус", возможно, вскоре будет на пробу производиться в емкостях 0,2 л и 0,25 л - "для проверки спроса".

"Только мы вздохнули немного посвободнее - на рынке стало меньше дешевой водки из Кабарды. Если появятся эти настойки в пол-литровых бутылках, рынку это на пользу не пойдет", - говорит Игорь Поляков, совладелец водочной компании "Столичный Трестъ".

Источник: Ведомости