23.07.2002
Работа на биллбордах. "Лиггетт-Дукат" изобрел новый способ поиска сотрудников

На 20 наиболее оживленных транспортных артериях Москвы - на площади у Белорусского вокзала, Каширском шоссе, на Ленинском проспекте и в других местах скопления людей и машин - недавно появились биллборды с нехарактерными для подобных рекламоносителей текстами. Табачная компания "Лиггетт-Дукат", установившая биллборды, не предлагает жителям столицы новые сигареты. Просто она приглашает в штат новых сотрудников.

Рекламные объявления выдержаны в корпоративных цветах "Лиггетт-Дуката". Белым по синему фону написано, что компания приглашает специалистов в области продаж, логистики, финансов, производства. В компании открыта специальная горячая линия, принимающая звонки и резюме от кандидатов.

Как утверждает Евгения Калинина, руководитель департамента по работе с персоналом "Лиггетт-Дуката", после установки биллбордов в начале июля резюме "потекли рекой". Кстати, не маркетологам компании, а именно Калининой принадлежит необычная идея привлекать людей на рабочие места при помощи наружной рекламы. Все началось с того, что руководство компании поставило требование за один лишь месяц набрать 100 новых сотрудников. "Компания быстро развивается, мы продвигаем новые торговые марки, - объясняет Калинина. - Мы уже провели массированный набор людей в регионах. Теперь нужно реструктурировать отдел продаж в Москве. Причем это нужно сделать в очень сжатые сроки".

К услугам рекрутеров "Лиггетт-Дукат" решил не прибегать, так как большая часть нужного ей персонала - это торговые представители, наем которых через рекрутеров обходится слишком дорого. Кроме того, в компании разработаны свои методы проведения структурированного интервью, которые, по словам Калининой, себя очень хорошо зарекомендовали, но при этом не слишком сочетаются с подходом рекрутеров.

По словам директора рекрутинговой компании Kelly Services CIS Татьяны Мойсы, компания "Лиггетт-Дукат" вообще обычно ищет персонал сама, а не с помощью рекрутеров. Самостоятельная работа, вероятно, и навела кадровиков компании на нетрадиционную идею. До сих пор наружная реклама была не очень популярна у работодателей. Сеть гипермаркетов Auchan в Москве использует для набора персонала стикеры в метро, а рядом с гипермаркетом на Осташковском шоссе стоит огромный куб с объявлением о найме на работу. Однако в отношении персонала этот щит у Auchan единственный. Так что первенство в использовании биллбордов остается за "Лиггетт-Дукатом".

Сначала, подобно другим компаниям, "Лиггетт-Дукат" размещал объявления в газетах и Интернете. Однако эти испытанные методы оказались недостаточно эффективными. Тогда у специалистов отдела персонала появилась идея более широко использовать для поиска людей методы маркетинга. Ведь рабочее место можно рассматривать как товар, который компания продает кандидату.

Задачу решали коллективно, силами представителей нескольких отделов. Менеджеры отделов продаж, персонала и маркетинга собрались на мозговой штурм, по результатам которого сформулировали пожелания кандидатов к работодателю: компания должна быть стабильной, быстро развивающейся, динамичной и финансово благополучной. Затем "Лиггетт-Дукат" занялся распространением рекламных листовок среди потенциальных кандидатов - у крупных торговых центров, офисов дистрибьюторских компаний. Однако Калининой этого показалось недостаточно.

"Мы подумали: если мы проводим массовую акцию, то почему не использовать биллборды? Любой человек желает работать в стабильной, финансово благополучной компании, которая использует не только накопленный опыт, но и генерирует новые идеи", - говорит руководитель департамента "Лиггетт-Дуката". Биллборд - хороший показатель благополучия работодателя: если компания может оплачивать наружную рекламу в целях найма сотрудников, значит, деньги у нее есть.

Похоже, с выбором рекламоносителя табачники не ошиблись. Наружная реклама - вообще очень эффективный метод в подобных случаях. "Если компании нужно в сжатые сроки донести какую-то информацию до максимального количества людей, то этот метод очень даже подходит", - считает Андрей Березкин, генеральный директор агентства "ЭСПАР-Аналитика", занимающегося оценкой наружной рекламы. Один биллборд в столице обеспечивает в среднем 50 000 рекламных контактов в день. Таким образом, всего за 10 дней мимо 20 биллбордов проезжает около 10 млн человек - примерно столько людей живет в Москвы и пригороде.

К тому же нанимать людей с помощью наружной рекламы еще и значительно дешевле. По данным обзора зарплат, сделанного компанией "АНКОР", зарплата торговых представителей в сфере ТНП в первой половине этого года составляла $650 в месяц до налогов. Стоимость услуг солидной рекрутерской компании - 25% от годовой зарплаты сотрудника. То есть за 100 человек, которые изначально требовались этой "Лиггетт-Дукату", пришлось бы заплатить $195 000. В то время как стоимость 20 биллбордов в Москве составила бы всего $30 000 - 32 000, т. е. в пять-шесть раз меньше. Однако в данном случае это обошлось еще дешевле: как раз сейчас "Лиггетт-Дукат" проводит масштабную рекламную кампанию, и отдел маркетинга просто поделился с департаментом по работе с персоналом 20 щитами.

Отдел персонала доволен результатами. По словам Евгении Калининой, уже сейчас заполнена половина вакансий. Правда, точные данные о кандидатах, узнавших о работе из наружной рекламы, будут только в августе, когда планируется завершить набор.

Экспериментом табачной компании уже заинтересовались профессиональные рекрутеры. "Биллборды практически не используются для привлечения кандидатов, - говорит директор по маркетингу кадрового агентства "АНКОР" Оксана Соболева. - Думаю, в таких необычных действиях есть логика. Очень хотелось бы узнать об эффективности такого подхода".

Помимо поиска людей массовая реклама набора персонала позволяет достичь еще одной цели. Нередко компании объявляют о массовом наборе персонала, чтобы создать имидж развивающейся, успешной компании. "Особенно это эффективно в моменты кризисов", - говорит Владимир Евстафьев, председатель совета директоров коммуникационной группы "Максима". Однако, как правило, объявления такого рода компании размещают в СМИ и в Интернете. "Мне кажется, что это более эффективно. Если бы у меня была задача лишь набрать людей, я бы все же дал объявления в "Московский комсомолец" и "Коммерсант", - высказывает свое мнение Евстафьев.

Источник: Ведомости