23.07.2002
Дети "Макдоналдса". Русскому человеку в американской закусочной нравится все - и булки с котлетами, и мороженое, и чистые туалеты

Когда в 80-е годы "Макдоналдс" решил обосноваться в России, казалось, что чистота, порядок и безупречное качество продуктов, которыми славятся эти американские закусочные, несовместимы с российской расхлябанностью и тотальным дефицитом. Поставщиков доброкачественных полуфабрикатов в России найти тогда было невозможно, а конечный продукт — гамбургеры, пирожки, мороженое и т.д. — должен был быть точно таким же, как в закусочных "Макдоналдс" по всему миру. Выход был найден в строительстве специального предприятия, которое изготавливало почти все ингредиенты для меню ресторана.

Несмотря на то что поначалу был открыт всего один ресторан — на Пушкинской площади, — в строительство гигантского "Маккомплекса" в Солнцеве корпорация вложила 45 млн. долларов. Сегодня он обслуживает не только рестораны Москвы и области, но и осуществляет поставки в другие города России, на Украину и даже за границу (в частности, в Германию, Австрию, Польшу). За час в комплексе производится 1,5 тонны мясных полуфабрикатов, 13 тыс. пирожков, 15,5 тыс. булочек.

Во всем мире "Макдоналдс" старается работать с местными поставщиками. В этом смысле Россия не стала исключением. По словам директора по логистике Бориса Макарова, более 75 процентов продукции "Макдоналдс" покупает у отечественных производителей. Среди поставщиков "Макдоналдса" в России — агрофирма "Белая дача", где производятся овощи, Пензенский и Губкинский мясокомбинаты и другие. Все продукты, поступающие в "Маккомплекс", подвергаются такому количеству обработок, что в итоговой котлете, хоть она и изготовлена из натурального продукта, вкус мяса едва различим. При этом "Макдоналдс" просто помешан на качестве и безопасности своей продукции: например, знаменитый на весь мир Биг Мак по пути к потребителю проходит 98 проверок на качество.

Биг Мак входит в меню закусочных по всему миру. Но компания старается учитывать национальные традиции и разнообразит ассортимент блюд, предлагаемых в разных странах (зарубежные отделения приносят "Макдоналдсу" около 60% прибыли). Например, в Индии в Биг Мак никогда не положат говяжью котлету, а в Израиле наряду с обычными "Макдоналдсами" компания открыла также кошерные "Макдэвиды", из меню которых, в частности, изъяты чизбургеры. Вместо сыра в них кладут что-то картофельное. Испанские "Макдоналдсы" предлагают креветочный салат и суп гаспаччо из протертых огурцов и помидоров. Российским новшеством стали пирожки с вишней и лесными ягодами, которые, привив сперва к российскому дичку, собираются отправить на съедение потребителям "Макдоналдса" в другие страны. Бывают и сезонные новинки типа сандвичей "Самурай" или десертов с экзотическими фруктами.

И все же секрет успеха компании "Макдоналдс" заключается не в разнообразии меню, а, напротив, в его унификации: любой водитель-дальнобойщик, забежав в придорожный "Макдоналдс" где-нибудь под Воронежем, может почувствовать себя гражданином мира.

В российском "Макдоналдсе" работает более 9 тыс. человек, большинство из них — в ресторанах. Каждый сотрудник во время рабочего процесса получает очки за добросовестное исполнение своих обязанностей. Соответственно за плохую работу очки снимаются. Рабочий процесс в типовом ресторане — это толкотня и суета у прилавка и бешеные темпы и нескончаемый конвейер на кухне. И повсюду требуется соблюдение всех стандартов. Например, вычесть баллы могут за неправильно вымытые руки (мытью рук в "Макдоналдсе" уделяется особое внимание, и над каждой служебной раковиной висит соответствующая инструкция). Уходя на перерыв, следует отметиться у менеджера, а при выходе и входе обязательно прокатать индивидуальную магнитную карту. За нарушение этого правила очки снимаются. Естественно, чем больше очков вы наберете, тем больше у вас шансов получить повышение.

Менеджер по связям с общественностью Светлана Полякова сегодня работает в центральном офисе российского представительства компании. А 12 лет назад она со шваброй в руках и в фирменной бейсболке начинала на "Пушке". Путь наверх в компании по-западному традиционен: рядовой член бригады — инструктор — менеджер — директор. Сотрудникам "Макдоналдса" неустанно напоминают, что среди тех, кто возглавлял всю гигантскую корпорацию, большинство начинали с кухни или мытья туалетов. Считается, что при определенных способностях и желании нет ничего проще, чем выдвинуться на вышестоящую должность. Компания сама в этом помогает. В 2001 году, например, в российском "Макдоналдсе" 450 человек получили повышение в должности. А поскольку в планах открытие все новых и новых ресторанов, недостатка в руководящих должностях не будет.

"У нас регулярно проводятся занятия, которые ведут старшие коллеги или приглашенные специалисты, — рассказывает Светлана. — Это как курсы повышения квалификации. Я, например, сейчас выступаю в двух ипостасях: и сама читаю лекции, и слушаю коллег". Вершина учебного процесса — Институт гамбургерологии в Чикаго. Сюда могут попасть только те, кто уже поработал в "Макдоналдсе" (в их числе уже около сотни работников из России).

Средний возраст сотрудников ресторанов — 22 года, хотя возрастного предела для работников компании не существует. Даже в центральном офисе и в "Маккомплексе" работают в основном люди не старше 40 лет. Оплата в ресторанах — почасовая, примерно 30 рублей в час. Но если учитывать, что работают там в основном студенты, которые ценят гибкий график работы, то получается совсем неплохо. К тому же все сотрудники "Макдоналдса" пользуются набором весьма полезных в наше время льгот, как-то: бесплатные обеды, медицинская страховка, летний оздоровительный лагерь и т.п.

Сделав главным своим бизнес-козырем экстенсивное развитие, "Макдоналдс" добился того, что, например, американец может доехать из дому до ближайшей закусочной в среднем за четыре минуты. Открытие новых ресторанов в США уже нецелесообразно. В Европе же позиции компании ослаблены истерией вокруг коровьего бешенства и неистовством антиглобалистов. К тому же во всех странах ее теснят конкуренты.

России все это пока не касается. В России за 11 лет в 24 городах открыты 78 ресторанов, из которых 57 находятся в Москве и Московской области. В будущем году планируется открыть еще 25 — в том числе в Питере, Курске, Сочи и др. Да и в последующие годы число ресторанов будет только расти. В большинстве городов России компания практически не имеет конкурентов, и если, оказавшись, к примеру, в Нижнем Новгороде — городе, не испытывающем недостатка в кафе и ресторанах, вы не успеете поужинать в "детское время", то уже в девять вечера окажетесь перед выбором: либо ночной ресторан с танцами и вышибалами, либо все тот же "Макдоналдс", где как всегда чисто, светло, быстро и недорого. И даже в Москве если вы захотите по дороге на работу зайти куда-нибудь позавтракать, то скоро окажетесь именно в "Макдоналдсе" — уже в девять утра здесь можно перекусить и выпить кофе.

Источник: Еженедельный Журнал