В 2002 г. маркетинговым агентством “СканМаркет”® проведено исследование на тему “Оценка предпочтений потребителей кофе (г. Москва)”. В ходе исследования было опрошено 700 москвичей. В качестве респондентов выступали покупатели-частные лица в различных розничных точках г. Москвы. Некоторые выдержки из отчета представлены ниже. Структура потребления кофе москвичами (рис. 1) свидетельствует о частом потреблении данного напитка (почти две трети опрошенных заявили, что выпивают в день по 3 и более чашек кофе). Как можно рассчитать, при такой норме потребления количество покупаемого кофе должно составлять до 200 граммов в месяц.
Исследование позволило составить схему выбора потребителями кофе (рис. 2).
Около двух третей респондентов при покупке кофе первоочередное внимание уделяют торговой марке и/или производителю напитка. Данный вывод весьма важен для производителей, т.к. подтверждает целесообразность проведения кампаний, направленных на повышение уровня потребительской осведомленности (рекламных, стимулирования сбыта и т.п.). На втором месте при покупке кофе у потребителей находится фактор цены, указанный примерно половиной респондентов (46%). Третье и четвертое места в схеме выбора: вид кофе (38%) и предыдущий опыт употребления продукта (28%). Остальные параметры играют незначительную роль при принятии потребителями решения о покупке кофе.
Предпочтения относительно видов кофе представлены на рис 3. Три четверти опрошенных покупателей кофе, в основном, покупают растворимый кофе. При этом подавляющее большинство из данной категории (69%) предпочитают кофе в гранулах. Натуральный кофе пьет примерно каждый пятый респондент (20%) (причем 47% из них – молотый). Рис. 3. Предпочтения потребителей относительно вида кофе. Проведенное исследование позволило установить причины покупки данного продукта. Структура ответов респондентов по данному вопросу, на наш взгляд, вполне закономерна: большинство опрошенных (55% и 46% соответственно) пьет кофе из-за его вкусовых качеств и для борьбы со сном. Также значительные доли респондентов (32% и 30% соответственно) указали в качестве причины, побуждающей их покупать кофе, тонизирующее действие напитка, а также как способ повышения давления. Среди марок натурального кофе наибольшей известностью (очевидно, еще с советских времен) пользуется марка “Арабика” (90%). Около двух третей (61%) респондентов, предпочитающих натуральный кофе, знает марку “Петр Великий”. Около половины опрошенных (45%) осведомлено о существовании марки Carte Noir.
|