30.07.2002
Корпоративные удовольствия. Кегельбан для сотрудников за счет фирмы

В офисе компании IBS по четвергам проходят бесплатные концерты для сотрудников. Системный интегратор "КРОК" оплачивает коллективные выходы своих людей в кино, в боулинг-клубы, на пейнтбол и мюзиклы. Сотрудники компании "Быстров" за счет фирмы дважды в год выезжают за город на шашлыки. По мнению специалистов, подобные мероприятия сплачивают людей и эмоционально привязывают их к компании. Правда, не всех и не везде.

Фабрики корпоративных удовольствий.

Корпоративные развлечения - это вовсе не наследие советского прошлого с его культпоходами, ведомственными санаториями и домами отдыха. Подобные вещи давно применяются на Западе. Это, например, характерная черта корпоративной культуры американской компании SAS, занимающейся разработкой корпоративного программного обеспечения. Сотрудники SAS могут до начала рабочего дня прямо в головном офисе компании поплавать в бассейне и позаниматься на тренажерах. В течение дня они бесплатно пьют соки, чай, кофе и едят шоколадное драже M&M's. Каждый сотрудник компании может получить два бесплатных сеанса массажа в неделю.

В российском офисе компании нет спортивных тренажеров, массаж им тоже не делают, зато есть бесплатные конфеты и соки. А каждую последнюю пятницу (летом - четверг) месяца все сотрудники, в том числе и внештатные, вместе ходят в рестораны, в боулинг, на картинг. "Как раз вчера мы были в одном заведении, от души потанцевали! " - рассказывает генеральный директор московского представительства SAS Инна Андреева.

Две американские консалтинговые компании - Hewitt Associated и Institute Saratoga - подсчитали, что замена одного сотрудника в США обходится в зависимости от профессионального уровня примерно в 100 - 250% его месячного жалованья. IT-компания масштаба SAS с численностью 5000 сотрудников теряет в среднем 750 служащих в год, т. е. 15% штата. Компанию SAS ежегодно покидают лишь 200 человек, т. е. 4% персонала. В результате экономия при средней годовой зарплате в компании $50 000 составляет миллионы долларов в год.

В российских компаниях проблема текучки кадров стоит не менее остро, чем за рубежом. Работодатели готовы использовать все возможные способы, чтобы удержать людей. Корпоративные развлечения - один из них. Компания "МТУ-Информ", например, за свой счет организует соревнования по футболу и боулингу между командами операторов связи, внутрикорпоративные турниры по настольному теннису и дартсу. Недавно 18 футболистов-любителей и 12 болельщиц из компании "РУЯН" ездили за счет фирмы в Италию, где корпоративная команда встречалась с футболистами из компании-партнера. Этим летом 15 сотрудников "РУЯНа" ездили на Соловки. Ежегодно в "РУЯНе" проходит турнир по боулингу среди сотрудников.

Корпоративный выезд 100 человек на теплоходе на шашлыки в Подмосковье обходится компании в $10 000 - 30 000. Дальние поездки стоят дороже. По словам Сергея Выходцева, президента ООО "Быстров", на выезд 12 топ-менеджеров компании в ЮАР было потрачено около $100 000. Как рассказала заместитель гендиректора "КРОКа" Вероника Тараба, ежегодно на развлекательные мероприятия в компании тратится около 0,1% от оборота. В "РУЯНе", по словам Александра Кравцова, владельца и президента этой компании, на подобные вещи расходуют около 0,5% от годового оборота компании.

Двух зайцев.

По мнению руководителей и специалистов по управлению персоналом совместное проведение досуга сотрудниками очень полезно для компании. Сергей Выходцев считает, что именно поездка высших менеджеров в ЮАР помогла из разобщенных людей создать настоящую управленческую команду.

Они исколесили ЮАР на двух микроавтобусах, спустились на лодках по Замбези. Поездка стала не только развлечением, но и тренингом по тим-билдингу. Причем командная сплоченность формировалась не благодаря навязанным упражнениям, а вырабатывалась естественным образом в ситуации экстремального путешествия.

Эта команда, по словам Выходцева, помогла ему за два года построить 30-миллионный бизнес.

Не секрет, что, если людей связывают не только служебные, но и дружеские отношения, это снижает текучесть кадров в компании. "На нашем рынке не так много профессионалов, и за них нужно держаться, - говорит партнер консультационной компании Pathways Олег Трояновский. - И важный удерживающий фактор - это эмоциональная связь с компанией". По мнению Александра Кравцова, к бизнесу необходимо относиться как к ребенку, т. е. с любовью. Он убежден, что именно такие чувства зарождаются на корпоративных мероприятиях. Кроме того, завязываются прочные связи между людьми, добавляет Кравцов.

Совместные развлечения также помогают решать внутрикорпоративные конфликты. Когда в ООО "Быстров" из-за противоречий при распределении бюджета поссорились два топ-менеджера, дело шло к тому, чтобы одного из них попросить уйти. Приглашенный консультант посоветовал поместить врагов в "среду, наиболее благоприятную для сближения". Выходцев решил, что подойдет трехдневная поездка на катере по водоемам Подмосковья.

В этом путешествии участвовал сам Выходцев, враждующие менеджеры и еще несколько топ-менеджеров. Из поездки враги вернулись уже без взаимной неприязни. Потом было еще одно путешествие. Теперь все противоречия остались в прошлом. Каждое такое мероприятие, по словам Выходцева, обходится в $10 000 - 15 000. Но эти затраты оправданны. "Если приходится менять менеджера, новый человек притирается от трех до шести месяцев. И еще неизвестно, притрется он или нет, - говорит Выходцев. - Все это время от человека мало пользы, поэтому на уровне топ-менеджеров потери исчисляются астрономическими суммами. Уход таких людей - катастрофа".

В хедхантинговом агентстве Amrop Hever решили поощрить сотрудников оплаченной трехдневной поездкой в Милан, в период зимних распродаж. Туда отправились восемь сотрудников из двенадцати. Таким образом в компании решили сразу две задачи: поощрили сотрудников и предоставили им возможность купить хорошие вещи по невысоким ценам. А имидж чрезвычайно важен в работе хедхантера. "Таким образом мы потратили деньги на пользу компании, - говорит партнер Amrop Hever Антон Стороженко. - Это была инвестиция в наш бизнес".

Не для всех.

По словам консультанта санкт-петербургского института психологического консультирования "Теменос" Андрея Серова, подобные методы работы с персоналом естественны для компаний с ассертивным (т. е. предполагающим учет интересов подчиненных) подходом к управлению персоналом. В таких компаниях, как правило, предлагают сотрудникам хорошую зарплату, страховку, льготы и премии. А совместные оплаченные развлечения - это неотъемлемая часть системы мотивации персонала.

Особенно важны и эффективны такие методы мотивации в организациях с матричной, горизонтальной структурой, где работают высококвалифицированные сотрудники. В таких компаниях люди не разделены множеством иерархических ступеней, особое значение придается личной инициативе, таланту и профессионализму сотрудников. Контроль за исполнением в таких организациях слабее, чем в традиционных иерархических структурах. А корпоративные развлечения пробуждают у персонала чувство доверия и благодарности к компании, стимулируют их к тому, чтобы они более ответственно относились к своей работе.

В компаниях с авторитарным типом руководства, по мнению Серова, такие развлечения не практикуются. Они даже могут быть восприняты людьми как подачка с барского плеча. Кроме того, подобные методы действенны главным образом для квалифицированных сотрудников.

Источник: Ведомости