Для подавляющего большинства автомобилей иностранных марок первое полугодие нынешнего года оказалось весьма благоприятным. Рост продаж, начавшийся во второй половине прошлого года, продолжился и в нынешнем, причем наилучшую динамику продемонстрировали автомобили ценовой категории до $20 000. Аналитики говорят, что за рост продаж в России иностранные автопроизводители должны прежде всего благодарить российские власти, уже почти год пугающие население планами подъема импортных пошлин. Всему виной испуг. Импорт новых иномарок в первом полугодии нынешнего года вырос на 29%. Рост этот был весьма неравномерным - продажи некоторых иномарок возросли на 60 - 70% , а по отдельным моделям произошло даже удвоение продаж. Торговцы автомобилями в один голос утверждают, что покупательский спрос увеличивается из-за роста благосостояния потребителей. Аналитики же склоняются к той точке зрения, что автолюбители все чаще покупают автомобили иностранных марок не столько от избытка денег, сколько от обеспокоенности планами правительства. "Это связано с постоянными спекулятивными слухами, что вот-вот повысятся пошлины, - говорит Елена Сахнова из ОФГ. - Это инициирует спекулятивный спрос на иномарки. В преддверии повышения пошлин люди готовы заранее покупать, изыскивать какие-то средства и не откладывать покупку на потом". Сахнова обращает внимание и на укрепление реального курса рубля: "Темпы девальвации меньше темпов инфляции, т. е. реально рубль укрепляется. Цены [на отечественные машины] в долларовом выражении растут, и разница между импортной машиной и российской машиной сокращается. Происходит примерно то же, что в 1996 г. - начале 1997 г. Когда разница в цене между отечественной машиной и иномаркой сокращается до $1000 - 3000, она становится уже не столь принципиальной". С Сахновой согласен и Андрей Кормилицын из "Тройки Диалог": "Самый сильный фактор - то, что люди ожидали повышения пошлин начиная со второго полугодия 2001 г. Он и сейчас продолжает действовать". Кормилицын обращает внимание на то, что спрос на автомобили отличается высокой эластичностью, а потому при росте доходов населения растет быстрыми темпами. Торговцы признают, что по большинству моделей наибольший рост пришелся на относительно недорогие иномарки B- и C-классов. В качестве примера можно привести итоги полугодия, продемонстрированные марками General Motors. За первое полугодие компания "Дженерал Моторс СНГ" продала в России по официальным каналам 1272 автомобиля - рост продаж по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 117%. При этом лидером продаж GM стал Opel Astra - его сбыт возрос на целых 188%. Маленький агрессор. Лидерами российского рынка иномарок по-прежнему остаются изготавливаемые в Узбекистане Daewoo. В первом полугодии в России было продано 6767 автомобилей этой марки - на 22% больше, чем с июля по декабрь 2001 г. , и на 54% больше, чем за первое полугодие минувшего года. Из-за относительной дешевизны седан Daewoo Nexia длительное время был олицетворением недорогой иномарки для россиянина. Похоже, однако, что приоритеты меняются. Настоящим сюрпризом можно назвать динамику продаж, продемонстрированную вышедшим на российский рынок в этом году автомобилем B-класса Daewoo Matiz узбекского производства. Продажи Matiz в России начались весной. Как сообщили в московском представительстве Daewoo, уже в июне продажи автомобильчика составили 1024 штуки, при том что за весь прошлый год в России был продан 121 Daewoo Tico - предшественник Matiz. В Корее Matiz выпускается с 1998 г. Автомобиль является прямым наследником Tico (в частности, ему достался лишь слегка измененный трехцилиндровый двигатель предыдущей модели - за счет появления впрыска его мощность увеличилась до 52 л. с. ) , но с полностью новым дизайном и существенно увеличившимся объемом салона. Голая комплектация автомобиля продается в Москве от $5990; за автомобиль с кондиционером, гидроусилителем рулевого управления, электростеклоподъемниками и электрозеркалами придется заплатить до $7500. Кондиционер отбирает у трехцилиндрового моторчика изрядную долю мощности: как говорят владельцы, Matiz со включенным кондиционером едет так же, как если бы в салоне сидело четверо крупных мужчин. В "топовых" комплектациях на Matiz устанавливаются легкосплавные колеса, дуги на крышу и противотуманные фары. Корейский Matiz выпускается также с автоматической коробкой передач, но для российских покупателей доступна только пятиступенчатая ручная. До сих пор считалось, что в центре предпочтений российского потребителя находятся хотя бы и небольшие, но седаны - пример тому та же Nexia или Renault Symbol, продающийся в России в трехобъемном кузове, а на своей исторической родине, во Франции, выступающий исключительно в амплуа хетчбэка Clio. "Думаю, что на такие маленькие машины повышается спрос потому, что изменяется его структура, - говорит Андрей Кормилицын. - До сих пор сегменты A и B в России были неразвиты". По мнению аналитика, неожиданный успех Matiz может свидетельствовать о том, что российский автомобильный рынок начинает приобретать черты зрелости: "Спрос начинает сегментироваться, а не просто идет по нарастающей". Сахнова из ОФГ дает более простую версию успеха узбекско-корейской машины в России: "Дело, судя по всему, в том, что появился автомобиль, превосходящий российские автомобили по качеству и комфортабельности, при этом по цене абсолютно им соответствующий". В этой ситуации, полагает Сахнова, потребитель готов закрыть глаза на то, какого класса машину он покупает. Другие марки корейского происхождения демонстрируют менее впечатляющие показатели. Автомобилей Кia в России в первом полугодии продано на 70% больше, чем за аналогичный период прошлого года, но всего лишь на 40 машин больше, чем за второе полугодие. По словам руководителя отдела маркетинга компании "Автотор", выпускающей лицензионные Kia в Калининграде, лидерами продаж являются Kia Rio прибалтийской сборки и Kia Shuma из Кореи. "Серебряный призер". Продажи Skoda в первом полугодии нынешнего года (5063 автомобиля) выросли по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 70% , позволив марке сохранить за собой второе место на рынке иномарок. Однако с июля по декабрь в России было продано 5418 автомобилей этой чешско-немецкой марки (Skoda является подразделением концерна Volkswagen AG) - налицо падение продаж на 6%. Представитель одного из крупнейших московских дилеров Skoda - компании "Пеликан Авто" не склонен драматизировать ситуацию с продажами. По его словам, прошлый год был нетипичен с точки зрения сезонности продаж: отсутствовал обычный спад продаж в июле - августе, из-за этого общий рост продаж во втором полугодии оказался очень большим (на 82% ). Сейчас, с точки зрения представителя "Пеликана", произошла техническая коррекция рынка. В настоящий момент усилия чешской компании в нашей стране сосредоточены на выводе на рынок модели SuperB, которую производитель позиционирует как автомобиль E-класса. Ее российская презентация состоялась в апреле, однако российская комплектация SuperB начала сходить с конвейера в Млада-Болеславе лишь в июне. "Российский пакет" автомобиля включает в себя усиленные пружины подвески и двигатель, адаптированный к работе на бензине пониженного качества. SuperB продается по ценам, находящимся в диапазоне 23 500 - 36 000 евро. Торговцы пока чрезвычайно осторожно говорят о перспективах машины на российском рынке: здесь давно продается автомобиль, который был взят за основу при строительстве SuperB, - Volkswagen Passat (цены на него находятся в весьма широком диапазоне от $20 600 до $50 000, последняя - за комплектацию с двигателем W8). "SuperB - новый брэнд, им сейчас занимаются маркетологи", - заявил представитель "Пеликана". Любовь к малышам. Одна из немногих марок, продажи которых в России в первом полугодии снизились по отношению к аналогичному периоду прошлого года, - Mercedes-Benz. Общий объем сбыта легковых "Мерседесов" всех моделей, включая внедорожники, снизился в первом полугодии нынешнего года по отношению к аналогичному периоду предыдущего на 6,2% , причем продажи S-класса упали на 8,4%. В ЗАО "Даймлер Крайслер Автомобили Рус" (представительство германского концерна в России) объясняют спад продаж изменениями в соотношении евро и доллара, переходным периодом, связанным с изменением схемы импорта автомобилей (весной ЗАО стало эксклюзивным импортером "Мерседесов") , а также "реструктуризацией московских дилерских предприятий" (в начале апреля Следственный комитет при МВД возбудил уголовное дело в отношении компании "Панавто", крупнейшего официального дилера DaimlerChrysler AG в России). В компании рассчитывают, что к концу года спад продаж будет преодолен. Проблемы DaimlerChrysler в известной степени сыграли на руку его основному конкуренту, BMW. Продажи автомобилей с бело-голубым пропеллером на капоте возросли в первом полугодии по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 52%. Среди "Мерседесов", впрочем, есть одна модель, продажи которой выросли на 140% , - это A-класс. Успех "бэби-бенца" мог бы служить дополнительным подтверждением возросшей любви россиян к компактным автомобилям, если бы не абсолютные показатели: в первом полугодии прошлого года в России по официальным каналам было продано 10 Mercedes A (автомобиль продается за 19 900 - 30 000 евро). И все же подобный сдвиг в автомобильных предпочтениях наших соотечественников существует - его можно видеть на примере Peugeot. Продажи автомобилей этой марки на нашем рынке уверенно растут (39% по отношению ко второму полугодию прошлого года и 60% по отношению к первому). При этом, как сообщили "Ведомостям" в компании "Арманд" (официальном дилере автомобилей французской марки) , первое место по продажам уверенно держит Peugeot 307 ($13 000 - 20 000) , за ним следует модель 206, а модель среднего класса 406 находится лишь на третьем месте. При этом модель 307 находится на пике предпочтений россиян, несмотря на то что в кузове седан не выпускается. ТАМОЖНЯ ОБЕЩАЕТ ВЫДЕРЖАТЬ. Продолжающийся рост импорта иномарок не должен создать проблем с их таможенным оформлением, утверждают таможенники. Как сообщили "Ведомостям" в ГТК, таможня располагает достаточными ресурсами для проведения таможенной очистки иностранных автомобилей даже в том случае, если их приток удвоится. По статистике, больше всего загружают таможенных инспекторов не официальные дилеры, которые работают по упрощенной процедуре и не держат свои автомобили на таможне, а компании, которые возят автомобили самостоятельно, не имея официальных соглашений с производителем. В последнее время большинство автоконцернов переходит на прямые поставки автомобилей в Россию, а это высвобождает дополнительные ресурсы таможни. ![]() Источник: Ведомости |