14.08.2002
Министра "заказывали"? Пиарщики по-прежнему подрабатывают информационным киллерством

Несмотря на все усилия PR-специалистов и профессиональных СМИ, искоренить недостойные приемы информационной работы на российском рынке пока не удается. Лучшее тому свидетельство - документ, попавший в руки редакции "Известий". Это развернутая концепция кампании по дискредитации министра культуры РФ Михаила Швыдкого, подготовленная известным PR-агентством по поручению некоего заказчика. Мы не собираемся выяснять, плох ли на самом деле министр или хорош. Но сам факт "заказа" нельзя оставить без внимания. Потому что подобные приемы могут быть использованы против кого угодно. А значит, против нас с вами.

Несомненно, достоянием общественности должна становиться вся информация о чиновниках и политиках, в том числе и негативная. СМИ изначально создавались как трибуна выражения политических программ, площадка для различного рода дебатов. Пожалуйста - озвучивайте компромат, доказывайте некомпетентность и нечистоплотность конкурента, но "с открытым забралом" - от собственного имени. Однако наши политики и бизнесмены нередко предпочитают выступать от имени самой прессы, используя ее как сливной бачок.

За черным PR всегда стоят чьи-то деньги. Но в черный цвет работу в информационной сфере окрашивает не сам факт оплаты той или иной публикации. Заказчик может оплатить размещение выгодной ему информации, но при этом выступать от своего имени. Это значит, он готов ответить за свои слова. Черный PR - устранение конкурента чужими руками. Ставка инициаторов такого рода "сливов" делается, к сожалению, не только на доверчивых обывателей. Даже у трезвомыслящего аналитика после прочтения нелепого и убогого слива остается неприятный осадок - а вдруг нет дыма без огня?

Есть и другой расчет - на реакцию объекта слива. Начнет оправдываться - вот и попался: на воре, мол, и шапка горит. И все - процесс взаимных обвинений и нападок запущен. Для специалистов по информационному киллерству или нанесению информационных травм - отличная возможность не остаться без работы.

Игра в черный PR, в которую вовлекают СМИ инициаторы кампании против Швыдкого, не оставляет надежд на позитивный результат. С одной стороны, молчать о факте "заказа" невозможно. С другой, после этой публикации любую - даже самую объективную - критику в адрес министра легко будет пометить как "заказуху"; раскрывая механизм одной кампании, можно невольно превратиться в участника другой. Ставящей противоположные цели.

Но выхода нет. Бороться с подковерными формами политической борьбы необходимо. Нужно раскрывать действие нечистоплотных приемов. Только тогда они утратят свою эффективность.

Михаил ШВЫДКОЙ, министр культуры РФ:



- Поскольку начало кампании уже положено, мне остается только пожалеть деньги заказчика и время читателей. Уверен, что если бы мне заказали эту работу, я сделал бы ее за меньшие деньги и более качественно. Во всяком случае, не забыл бы проверки Счетной палаты и конфликта с правительством Москвы по поводу памятников культуры.

Мирослав КОШЕЛЮК, генеральный директор агентства коммуникационного менеджмента "Принцип PR":

- Этот процесс никогда не закончится. В нем всегда будут лишь всплески и затихания, связанные с обострением и сглаживанием ситуации в тех или иных зонах столкновения интересов. Кто хочет "слить" - всегда найдет канал. Очень часто "жареные" факты подбрасывают "под большим секретом" "желтой" прессе, которая для этого (и на этом) живет. Относительно расценок на такие "услуги" точно сказать не могу, отмечу лишь, что отбить "наезд" труднее и дороже, чем его осуществить. Но эта задача, на мой взгляд, интереснее.

Алексей КОШМАРОВ, президент ИАПЦ "НОВОКОМ":

- Я сам неоднократно оказывался объектом заказных кампаний. Раньше их делали "в лоб". Теперь это стало бизнесом и, как правило, осуществляется косвенно. Едва ли кто-то рискнет "заказать" игрока своего же поля. Но в большинстве случаев заказчика можно вычислить со стопроцентной точностью. Что касается стоимости подобных заказов, то она, как и у киллеров, зависит от уровня человека и сложности задачи. Однажды мы защищали от нападок компанию, управляющую строительным бизнесом, и выяснили, что за полгода исполнитель получил от заказчика $1 000 000.

Источник: Известия МЕДИА