15.08.2002
Сети расставлены. Западные ритейлоры будут заманивать россиян низкими ценами

Последнее время конкурентная борьба на столичном рынке сетевых универмагов приобрела обостренный характер: крупнейшие западные компании готовятся открыть в Москве собственные магазины, а российские - увеличить число торговых точек. Все они борются за 1,3 трлн. рублей, которые потратят в магазинах столичные потребители. Пока у иностранцев преимущество: их цены на разные товары на 3-25% ниже, чем в отечественных магазинах.

Тесно не будет


По оценкам московского правительства, оборот розничной торговли в городе в 2002 году должен выйти на уровень 900 млрд. рублей. В следующем году эта цифра должна вырасти до 1,3 трлн. рублей. Рост торгового оборота будет продолжаться и впредь, но замедлится через пару лет. Причиной этого может стать отток подмосковных покупателей, которые переориентируются на местные магазины, ведь процесс создания "губернского кольца" гипермаркетов, в том числе строительных, по внешней стороне МКАД и сетевых супермаркетов в крупнейших городах области уже начался.

Но даже при нынешнем объеме торговли в городе ниша крупной организованной торговли не покрывается имеющимися сетями. Общий ежегодный оборот сетевых супермаркетов, по разным оценкам, составляет 1,3-2 млрд. долларов. Шесть крупнейших сетей ("Перекресток", "Рамстор", "Пятерочка", "Седьмой континент", "БИН", "Копейка") контролируют не более 6,5% всей розничной торговли, а 80% приходится на независимые магазины, непродуктовые сети, стихийные рынки и "оптовки".

По мнению участников рынка, именно за счет вытеснения нецивилизованных рынков крупными сетями будет развиваться розничная торговля. В одиночку отечественные сети с этой задачей не справятся, поэтому они не имеют ничего против пришествия западных конкурентов.

Кто идет
27 августа недалеко от Мытищ откроется первый гипермаркет-дискаунтер "Ашан". Всего в планах французской сети открыть в России 16 магазинов-дискаунтеров, в том числе еще один до конца года в ТЦ MEGA (Теплый стан) и один в начале следующего года в Марфино.

У немецкого гиганта Metro AG в Москве пока только 2 мелкооптовых магазина, но, по некоторым данным, компания подписала соглашение с московским правительством о предоставлении ей еще 10 участков под строительство новых. По концепции развития сети их оборот должен достичь через несколько лет 900 млн. долларов.
Еще одна мощная немецкая сеть Rewe в апреле провела переговоры с московским правительством и уже в будущем году готова начать полномасштабную экспансию.

Пока на уровне слухов из достоверных источников остается приход на российскую землю Walmart, Carrefour, Casino и Martkauf.

Пришедшая первой в Москву голландская Spar пока расширения не получила, но, видимо, тоже не ограничится имеющимися 4 магазинами.

Конкуренция сетей
Между тем, на сегодняшний день основная конкурентная борьба разворачивается среди шести крупнейших отечественных сетей, основное направление продаж которых - продукты питания.

Среди них на московском рынке пока лидируют "Перекресток" и "Рамстор". Ежегодный оборот каждой из них превышает 250 млн. долларов (в 2002 году планируется перешагнуть планку 300 млн. долларов).

Вторым эшелоном почти на равных идут "Пятерочка" и "Седьмой континент", имеющие 200 и 195 млн. долларов годового оборота соответственно. К этой четверке вплотную приблизился и "БИН", который в нынешнем году ожидает оборот в 180 млн. долларов. Оборот "Копейки" в 2001 году составил 116 млн. долларов, а "Патэрсона" - всего 35 млн. долларов.

Участники рынка единодушны в том, что успешное развитие сетей в условиях постепенно ужесточающейся конкуренции и победа достанутся тому, кто сумеет минимизировать издержки, сохранив при этом высокое качество, низкие цены и широкий ассортимент.

Немалую роль в этом может сыграть оптимизация процесса заказа, распределения и доставки товаров, немыслимая без создания распределительных центров и электронной системы учета и контроля. Возрастет роль быстро набирающего силу мерчендайзинга (размещение товаров на торговых площадях), который в большой степени определяет объемы продаж, а также маркетинговая политика.

Как признаются руководители крупных сетевых компаний, с маркетингом и мерчендайзингом у отечественных торговцев дела пока обстоят не очень хорошо - в этом они все примерно равны. Пока не пришли массово западные сетевики, у них есть немного времени, чтобы научиться этому. Хотя бы на ошибках и удачах конкурентов.

Денежный вопрос
Большинство западных компаний делает ставку на строительство с нуля крупных торговых центров - моллов. На то, чтобы "поднять" такой проект и довести его до самоокупаемости, требуются большие вложения и немало времени (3-5 лет).

С финансами у западников лучше, чем у отечественных сетей, - в России нет возможности брать длинные и дешевые кредиты под развитие торговли. Западные сети почти всегда такую возможность имеют, зачастую получая кредиты у российских дочек западных банков. Нашим сетевикам приходится или брать дорогие короткие кредиты в Сбербанке и российских коммерческих банках, или вкладывать в проекты собственные средства.

Другой вариант - продажа пакета и первоначальное размещение акций (IPO) на российской или западной бирже. Правда, для IPO необходимо привести документацию и отчетность к западным стандартам. Кроме того, как утверждают эксперты, IPO имеет смысл только при капитализации компании свыше 500 млн. долларов, а даже лидерам отечественной торговли до этого уровня еще далеко. Сейчас, выйди они на рынок, акции стоили бы слишком дешево. Да и вероятность "враждебной покупки" (скупка контрольного пакета конкурентом) велика.

Если перечисленные варианты не подходят, фирма может выпустить облигационный займ. Например, "Седьмой континент" подготовил выпуск такого займа на 300 млн. рублей сроком на 2 года, который будет запущен в конце августа - начале сентября. По словам руководства компании, рассматривается также вариант продажи крупного пакета акций крупной международной сети, которая принесет помимо денег еще и свой опыт в этом бизнесе.

Понятно, что дороговизна всех этих способов для российских компаний в конечном итоге отражается на ценах. Отчасти поэтому цены в магазинах иностранных компаний на 3-25% меньше, чем в отечественных.

Изменчивость форм
Все крупнейшие отечественные и западные сети, имеющие виды на московский рынок, понимают, что сейчас нужно идти по пути экстенсивного развития. Именно поэтому сети открывают по 5-7 магазинов ежегодно, сознательно снижая прибыль до минимума. Например, "Седьмой континент" в нынешнем году планирует инвестировать в развитие сети 70 млн. долларов. До 2004 года сеть намерена освоить 20 участков земли, выделяемых московским правительством под строительство мелкооптовых магазинов и розничных магазинов-дискаунтеров. До конца года "Седьмой континент" планирует определиться с 10 участками. До сих пор сеть позиционировала свои магазины как элитные супермаркеты, появление же в ряду "Седьмых континентов" дискаунтеров является отражением современной тенденции - поиска новых форматов, не свойственных для конкретной марки форм.

"БИН" развивается не только экстенсивно, но и интенсивно: после приобретения нынешней весной 4 магазинов "Магнолия" сетевики занялись переоборудованием своих магазинов. К будущему лету "БИН" также планирует построить 2 гипермаркета.

"Седьмой континент", напротив, как уже писала "ГАЗЕТА", постепенно начинает открывать мини-магазины для среднего класса. Поиском нетрадиционных форм, кстати, занялись и сетевые магазины бытовой техники: "Мир" в июле открыл свой самый крупный магазин, который работает в режиме самообслуживания.

Не центром единым
Еще не разобравшись толком с московским рынком, сетевики дружно двинулись в регионы. Очевидно, тоже из соображений, что, чем раньше займешь территорию, тем лучше. На питерском рынке традиционно сильна "Копейка", которой под давлением конкурентов теперь придется нелегко.

Компания "Патэрсон" в начале июля открыла свой первый универсам в Санкт-Петербурге общей площадью более 5 тыс. кв. метров, где ассортимент товаров насчитывает около 25 тыс. наименований, а ежедневный поток покупателей, по оценкам специалистов компании, составит около 5 тыс. человек.

В начале следующего года компания планирует открыть в "северной столице" второй магазин, а до конца 2003 года еще 10 универсамов. Следующий шаг - экспансия в Тверь.

"Перекресток" наметил выход на питерский рынок на 14 сентября. Компания арендовала первый этаж реконструированного Шуваловского универсама и открывает там супермаркет общей площадью 3 тыс. кв. метров. На втором этаже универсама располагаются магазины одежды, не имеющие отношения к "Перекрестку".

Как сообщили "ГАЗЕТЕ" в пресс-службе "Перекрестка", открывающийся в сентябре магазин - не последняя точка сети в "северной столице". В нынешнем году компания также собирается начать осваивать Краснодар и Казань.

Еще один игрок - "Седьмой континент" - пока не намерен активно развивать региональные рынки. Строительство собственного магазина планируется только в Санкт-Петербурге, где компания участвует в финансировании проекта. Магазин будет готов к декабрю 2003 года. В остальных городах компания решила идти по пути франчайзинга: переговоры с регионами уже ведутся.

Источник: Газета