16.08.2002

В фокусе: сделки по приобретению активов

Слушать, что говорят - всегда полезно, но еще полезнее - смотреть что делают. Руководитель информационно-аналитического отдела консалтинговой компании ООО "ЭРТА-консалт" Валентин Мордасов о последних событиях.

Последние события

- ОМЗ покупает акции астраханского ССРЗ им. III Интернационала;
- ЮКОС приобретает контроль над якутской компанией "Саханефтегаз" и монгольской транспортной компанией "Восток Азия Транзит";
- ЛУКОЙЛу не нужны "лишние" заводы в Европе;
- "Белые ночи" "не выдержали осаду";
- Газпром в Прибалтике и Европе: есть желание покупать активы, но платить за них по-прежнему нечем.


Без излишнего преувеличения можно сказать, что приобретение и продажа активов являются квинтэссенцией активности корпораций и в некотором смысле подведением текущих итогов их деятельности.

Неважно, является ли нефтегазовая промышленность локомотивом экономики России, - это вопрос литературно-железнодорожный, но правда жизни в том, что нефтегазовые корпорации являются интересным клиентом и серьезным заказчиком.

В расчете на серьезные заказы холдинг Кахи Бендукидзе "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) на прошлой неделе начал воплощать в жизнь идею о покупке судостроительного завода в Астрахани. Об этом сообщили газеты "Коммерсантъ" и "Ведомости". Группа уже консолидировала около 20% акций "ССРЗ им. III Интернационала" и собирается довести пакет до контрольного. В состав ОМЗ уже входят свердловский "Уралмаш" (строит буровые установки), нижегородское "Красное Сормово" (способно делать корпуса для буровых платформ) и "Нижегородский теплоход" (может производить оборудование для платформ). А ССРЗ, соответственно, станет сборочной базой холдинга на Каспии. "ССРЗ им. III Интернационала" - одно из крупнейших судостроительных предприятий в Астраханской области. Специализируется на строительстве и ремонте нефтеналивных судов. Крупнейшие клиенты по судоремонту - судоходные компании "Волготанкер", "Навигатор" и Burren-Best. Выручка в 2001 г. - около 200 млн руб. , чистая прибыль - 24 млн руб. Контрольный пакет акций ССРЗ до недавних пор принадлежал юридическим и физическим лицам, связанным с менеджментом верфи".

Специалисты "ЭРТА-консалт" уверены, что когда наступит пора интенсификации освоения шельфа Каспия, буровые платформы неизбежно будут пользоваться широким спросом (объем рынка - порядка полумиллиарда долларов). У верфи нет опыта по строительству морских буровых (в Астрахани на этом специализируются - "Астраханский корабел", "Красные баррикады" и "Лотос"), но нет оснований полагать, что ССРЗ не справится со сборкой буровых платформ.

Нефтяники восприняли эту покупку с оптимизмом. Например, "ЮКОС", который закупает у ОМЗ около 90% оборудования, выразил надежду, что новые активы позволят ОМЗ делать буровые платформы качественно и недорого.

А "ЮКОС", несмотря на периодические "угрозы" со стороны "Транснефти" (никакого нефтепровода в Китай!), потихоньку гнет свою линию. На прошлой неделе он стал собственником крупного нефтяного актива - якутского "Саханефтегаза" (СНГ). "ЮКОС" купил 20% акций "Саханефтегаза" в процессе размещения пятой эмиссии по закрытой подписке, а вместе с дружественными структурами он, возможно, будет контролировать более 50%. Очевидно, что "ЮКОС" получит блокирующий пакет "Саханефтегаза" непосредственно, и, понятно, что компания Ходорковского заинтересована в контроле над якутским предприятием. Тем не менее аналитики "ЭРТА-консалт" полагают, что пока не стоит делать выводы о дальнейшей судьбе контрольного пакета СНГ. Дело в том, что СНГ обременен долгами и его привлекательность останется сомнительной, пока не прояснится ситуация с результатами нового конкурса по Талаканскому месторождению. "Саханефтегазу" принадлежат контрольные пакеты акций "Якутгазпрома" и "Ленанефтегаза". Общие запасы этих предприятий составляют 200 млн т нефти и 1,5 трлн куб. м газа. В прошлом году якутская компания добыла 359 400 т нефти и 1,6 млрд куб. м газа. В апреле 2001 г. "Саханефтегаз" выиграл конкурс на Талаканское месторождение с запасами около 124 млн т нефти, предложив огромный бонус в $501 млн. "ЮКОС" согласился выплатить федеральную часть бонуса ($200,4 млн), если "Саханефтегаз" решит проблему выплаты остальных денег в региональный бюджет. Но этого сделать не удалось, и Минприроды отменило итоги конкурса", - пишут "Ведомости".

Кроме того, как сообщило агентство АК&М, в рамках своей "восточно-китайской стратегии" "ЮКОС" приобрел 66% долей монгольской компании "Восток Азия Транзит", связанной с обслуживанием поставок нефти в Китай по железной дороге. В "ЭРТА-консалт" считают, что железнодорожные перевозки реально могут в какой-то степени снизить зависимость "ЮКОСа" от "Транснефти" в его восточно-экспортных проектах.

У "Лукойла" свои проблемы и своя стратегия, он демонстрирует другое направление развития российской нефтянки: в интервью агентству Reuters президент НК "Лукойл" Вагит Алекперов сказал, что у компании нет планов по приобретению новых нефтеперерабатывающих заводов в Европе или США, и что пока она сосредоточится на увеличении нефтедобычи. "Что касается downstream, то здесь мы фокусируем внимание лишь на активах, расположенных в коридорах нашей нефтетранспортной системы - в Восточной Европе, на Средиземном море, в Соединенных Штатах".

Тем не менее, по Европе бродит слух, о том, что "ЛУКОЙЛ" непрочь добраться до розничного рынка Европы. Например, испанская газета El Mundo сообщила, что "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС" думают об экспансии на испанский рынок. Возможно, что "Лукойлу" действительно стоит сделать паузу и заняться расширением добычи нефти. Ведь, из-за существующей политики квотирования экспорта, ему не так просто будет обеспечить сырьем свои зарубежные НПЗ (как уже приобретенные, так и находящиеся в процессе приватизации).

"ЛУКОЙЛ" уже владеет НПЗ в Одессе, Бургасе (Болгария) и Плоешти (Румыния), плюс участвует еще в трех приватизационных конкурсах:
- на 75% польской Gdanska Rafineria (НПЗ мощностью 4,8 млн т нефти в год и 285 АЗС);
- на 23% греческой Hellenic Petroleum (три НПЗ мощностью 13,3 млн т нефти в год и 1500 АЗС);
- на блокирующий пакет хорватской компании INA (два НПЗ мощностью в 8,5 млн т, 450 АЗС и 2 млн т нефтедобычи).

Похоже, что закончилась эпопея с "Белыми ночами": на прошлой неделе российские и хорватские СМИ сообщили, что "ведущая нефтяная компания Хорватии "ИНА" продала принадлежавшую ей Компанию "Белые ночи" (работает в Ханты-Мансийском автономном округе и владеет лицензиями на разработку Западно-Варьеганского и Тагринского месторождений) за 76 млн. долл. российской нефтяной компании "Роснефтегаз". … многие в Хорватии посчитали данную сделку "вынужденной", поскольку, как утверждается, "ИНА" уже несколько месяцев не имела доступа к магистральному российскому нефтепроводу, а день "простоя" месторождения по добыче нефти обходится в 200 тыс. долл."

Но, что интересно, пойдет ли теперь быстрее процесс постановки экспорта российской нефти через Адриатику? Или обиженная Хорватия по-прежнему будет притормаживать процесс?

Впрочем, денежные проблемы возникают не только у хорватских компаний. Да, в рамках мирового опыта сделки по покупке и продаже активов могут служить лакмусовой бумажкой как для покупателя, так и для продавца актива - покупают те, у кого есть деньги. Но некоторые российские компании и здесь умудряются стать логическим исключением - покупают при отсутствии должных финансовых ресурсов. Газета "Время новостей" пишет:

"На прошлой неделе истек срок предоставления "Газпромом" уточненных условий приватизации литовского газового предприятия Lietuvos dujos (LD), однако никаких бумаг в Вильнюсе так и не получили. Официальная версия - люди в отпусках, и не удалось собрать необходимые подписи. Однако очевидно, что стороны до сих пор не могут договориться об условиях. Продолжающиеся все лето переговоры между правительством Литвы и представителями "Газпрома", в числе которых зампред правления компании Александр Рязанов, идут очень тяжело. Основные трудности вызывают схема поставок газа в Литву и его цена, а также прокладка газопровода в Калининград по территории этой страны. 34% акций LD принадлежит консорциуму германских компаний Ruhrgas и E.ON Energie.

Консорциуму Ruhrgas и E.ON Energie пришлось выложить за него 116 млн. литов (33,6 млн. евро) плюс 34 млн. литов (9,9 млн. евро) в качестве инвестиций до 2008 года. У российской компании сейчас просто нет свободных средств для инвестиций за пределами страны. ... По словам информированного источника в компании, аналогом данной ситуации может служить покупка консорциумом в составе "Газпрома", Ruhrgas и Gaz de France словацкой национальной газовой компании SPP. "Свою долю в консорциуме "Газпром" так и не оплатил, хотя является его полноправным участником", - говорит собеседник газеты "Время новостей".

Кроме того, литовское правительство запланировало допэмиссию акций газовой компании на сумму порядка 43,5 млн. евро, которую должны будут выкупить в равных долях консорциум и "Газпром". Естественно, что дополнительные финансовые вложения не вдохновляют российскую сторону".

Аналогичную активность (широкие аппетиты при минимуме финансирования) "Газпром" проявляет и в Китае (проект "Восток-Запад"), и в Иране (проект Южный Парс). Интересно, что собственные финансовые проблемы не умаляют и желания "Газпрома" поучаствовать в переделе газового рынка Европы:
"… в Москве закончились переговоры представителей "Газпрома" с топ-менеджерами Gaz de France. Основным вопросом, по информации "Финансовых Известий", были поставки российского газа во Францию. При этом разговор шел не только об объемах и ценах топлива из России, но и об участии "Газпрома" в идущем переделе европейского газового рынка".

От комментариев обе стороны отказались, но, очевидно, речь идет о принятом под прямым давлением Евросоюза Правительством Франции решении о распродаже государственных нефте- и газопроводов:
"Как сегодня стало известно, большая часть газопровода будет продана крупнейшей национальной газовой компании - Gas de France за 110 млн евро. Общая стоимость этой разветвленной магистрали превышает 5 млрд евро.
В свою очередь, третья по мощи нефтедобывающая корпорация Европы - французская TotalFinaElf покупает у правительства проходящие по территории страны нефтепроводы, стоимость которых достигает 600 млн евро.
Продажа государственной собственности в таком стратегическом секторе как энергетические магистрали стала возможной после принятия 1 августа новым правым парламентским большинством соответствующего закона", - сообщает ПРАЙМ-ТАСС.

Итак, либерализация газового рынка докатилась и до Франции. России также предстоит вносить свои поправки в действующее законодательство, в частности в "Закон о газоснабжении…". Колеса газовой отрасли России уже начали пробуксовывать, и без конструктивного участия парламента ее дальнейшее развитие уже невозможно.

Источник: FederalPost