19.08.2002
Рекламные щиты вырывают с корнем. Мэрия считает, что Москва чересчур пестра от "наружки"

В середине июля московское правительство провело сразу два экстренных совещания, посвященных ситуации, сложившейся вокруг столичной наружной рекламы. В итоге новым куратором весьма прибыльного направления стал первый заместитель мэра, руководитель комплекса городского хозяйства Петр Аксенов. Он сменил на этом посту Александра Музыкантского. Свою рекламную деятельность Аксенов начал с наведения порядка на рекламном рынке столицы. Теперь в Москве будет демонтировано более 200 "незаконно установленных" рекламных конструкций.

В прошлом году столичная мэрия решила сократить количество наружной рекламы в центре Москвы. Тогда же Управлению правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформлению города было дано поручение разработать концепцию размещения средств наружной рекламы, согласно которой крупноформатных рекламных щитов в Москве должно было стать на 20% меньше. В начале этого года управление обнародовало новые правила регулирования рынка "наружки". В первую очередь должны быть демонтированы рекламные установки в пределах Садового кольца, площадь которых превышает 10 кв. м и владельцы которых не заключили долгосрочных соглашений об их аренде с правительством города. Владельцам же тех конструкций, по которым были заключены долгосрочные договоры (на 5 лет), но которые попадали под демонтаж, предоставлялись в качестве компенсации места в других районах города. Приступить к реализации новой концепции удалось только с наступлением весны.

Хотя руководители рекламных фирм с пониманием восприняли инициативу городских властей по "упорядочиванию рекламного процесса" (а до этого не раз высказывались, что "наружку" в городе стоит подсократить), выполнять предписания о демонтаже никто не спешил. Дело дошло до открытого противостояния некоторых фирм с управлением.
"Проблемы по демонтажу в основном возникли с компанией New Form (более известна как рекламная фирма "Радуга". - "Фокус") и Гормостом, который с ними по договору занимался рекламой, - говорит заместитель начальника управления по делам наружной рекламы Павел Шмидт. - Чтобы не провоцировать конфликты между операторами рынка, к демонтажу конструкций, владельцы которых не пожелали самостоятельно их убрать, мы привлекли не рекламные фирмы, имеющие лицензии на такой вид работ, а сторонние строительные организации. И наши предосторожности, как показала практика, не были лишними.
Доходило до того, что бригады строителей, которые выезжали на демонтаж конструкций New Form, встречали открытое сопротивление представителей компании. В результате таких действий было принято решение демонтировать все 49 рекламных конструкций компании, на которые не было необходимой разрешительной документации или отсутствовали договоры с управлением".

Некоторые рекламисты считают, что при определенных условиях большинства конфликтных ситуаций на рынке наружной рекламы можно было бы избежать. Владимир Пантюхин, вице-президент рекламной фирмы "XXII век", полагает, что если самих операторов не привлекать к процессу регулирования рынка, конфликты неизбежны: "Нужно договариваться, вырабатывать единые правила рынка для всех без исключения, не только для операторов, но и чиновников, которые имеют непосредственное отношение к этому направлению рекламы".

После ряда конфликтов в июле Юрий Лужков провел два совещания, на которых поручил новому куратору "наружки" Петру Аксенову навести порядок на столичном рекламном рынке. Были приняты решения ужесточить контроль за установкой конструкций и демонтировать все конструкции, которые числились в списках управления как "незаконно установленные". Таким образом, кроме полусотни щитов New Form еще 185 рекламных установок, на которые не было необходимых документов, было решено демонтировать в кратчайшие сроки.
Также на этих совещаниях было решено создать "комиссию по согласованию мест размещения средств наружной рекламы и информации на территории г. Москвы". В ближайшее время должно появиться соответствующее распоряжение мэра о ее создании, но уже сейчас известен состав этой межведомственной комиссии. В нее войдут представители всех организаций, занимающихся подготовкой разрешительной документации на установку щитов, а также представители мэрии. Функции председателя комиссии возложены на Аксенова, а его замами будут Владислав Котов, начальник Управления по делам наружной рекламы, Иван Ищенко, начальник Объединения административно-технической инспекции правительства Москвы и начальник Управления комплексного благоустройства Москвы Виктор Пасенко. Комиссия, по сути, получает право последней инстанции.
Она будет принимать окончательное решение о возможности размещения рекламных конструкций в городе. По словам Павла Шмидта, это позволит в дальнейшем избежать конфликтов между Управлением по делам наружной рекламы и операторами. Впрочем, рекламисты считают, что в составе комиссии неплохо было бы иметь и представителя от рекламной общественности. Совместное письмо с просьбой рассмотреть такую возможность Аксенову в начале августа направили Союз профессионалов наружной рекламы (СПНР) и Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА). Говорят, что к инициативе рекламистов он отнесся положительно, но официального ответа еще не дал.

Согласно принятым на июльских совещаниях решениям в срок до 19 августа более 230 рекламных установок должно быть демонтировано их владельцами. И хотя рекламисты предоставили в Управление по делам наружной рекламы графики демонтажа своих конструкций, Павел Шмидт не исключает, что некоторыми компаниями они будут нарушены. "На сегодняшний день демонтировано всего чуть более 50 щитов. Если до озвученного срока компании не уберут свои незаконно установленные щиты, мы демонтируем их своими силами", - сказал "Фокусу" Павел Шмидт.
Руководитель одной из столичных рекламных фирм, специализирующейся на наружной рекламе, пожелавший остаться неназванным, считает, что такие действия со стороны Управления по делам наружной рекламы неправомерны: "Непонятно, на каком основании конструкции одних операторов демонтируются, а других нет. Чиновники прикрываются либо ими же составленной концепцией, либо отсутствием разрешительной документации, хотя на многие щиты оформлены паспорта, но получены отказы на заключение договоров с Управлением рекламы. На основании чего - непонятно. К тому же принудительно демонтировать щит, который, кстати, является собственностью фирмы, можно только по решению суда, в ином случае это антиконституционно. И свои права мы будем отстаивать в суде".

Впрочем, в управлении не опасаются возможных судебных разбирательств. За время работы "рекламного ведомства" им накоплен огромный судебный опыт, и в правоте своих действий там не сомневаются.

Источник: Русский Фокус