ШАНХАЙ - Китайские власти вводят закон, защищающий авторские права. Теоретически он предусматривает преследование изготовителей подделок, эксплуатирующих известные торговые марки. Список брэндов, защищаемых законом, насчитывает около 200 позиций, однако среди них нет Sony, Nike, IBM и других всемирных знаменитостей - "известными" оказались исключительно китайские торговые марки типа пива Tsingtao, сигарет Hongtashan и бытовой техники Haier. Джозеф Пейпович, помощник представителя США на торговых переговорах, назвал дискриминационной политику, защищающую лишь китайские брэнды. По мнению аналитиков, введенная мера нацелена на повышение узнаваемости местных брэндов, что очень важно для страны, недавно перешедшей от плановой экономики к рыночной. Между тем китайские компании сейчас процветают, а в защите авторских прав больше всего нуждаются именно западные производители: Китай превратился в один из крупнейших мировых центров изготовления всевозможных подделок. По словам Пейповича, многие американские компании, выделяя средства на борьбу с пиратством, половину этих средств тратят в Китае. Эта страна является и крупнейшим экспортером контрафактной продукции. Таможенное управление США сообщает, что на долю Китая в прошлом году пришлось 38% всего незаконно ввозимого товара, арестованного на границе. Для владельца хорошо известной торговой марки борьба против подделок существенно облегчается: полиции проще посадить за решетку нарушителя, если он незаконно использовал известный брэнд. В противном случае дело зачастую ограничивается наложением штрафа, а эффективность этой меры крайне низка: штрафы фактически включаются пиратами в себестоимость их нелегальной продукции. Джек Чен, вице-председатель китайского Комитета по защите известных брэндов, сравнивает применение санкций с работой пожарных. "Можно постоянно применять штрафы, но это все равно что тушить лесные пожары - пока поджигатели остаются на свободе, лес будет гореть", - считает он. Китайский закон предусматривает серьезные санкции против пиратов лишь в том случае, если нарушение расценено как серьезное. Считается, что владельцам авторских прав нанесен значительный ущерб, если объем подделок, проданных индивидуальным нарушителем, достиг 100 000 юаней (около $12 100). Для компаний, продающих подделки, порог составляет 500 000 юаней. Однако нарушители авторских прав обычно без труда обходят эти правила, например не фиксируют в бухгалтерских документах объемы продаж. Что касается крупных международных брэндов, то они в Китае защищены гораздо хуже, чем местные торговые марки, поскольку правоохранительные органы с ними не столь хорошо знакомы. В то же время аналитики полагают, что в течение нескольких месяцев ситуация может измениться. Так, 15 сентября должно вступить в силу новое законодательство, регулирующее продвижение торговых марок. Оно предусматривает равные права для китайских и зарубежных брэндов. Источник: Ведомости |