23.08.2002
Борьба за "Дружбу" ведут ведущие производители сыров

Два десятка ведущих производителей сыров собираются оспорить регистрацию торговых марок "Янтарь" и "Дружба" московским сыроваренным заводом "Карат". Большинство отечественных сыроварен выпускают "Дружбу" и "Янтарь" уже тридцать лет, а "Карат" настаивает, чтобы конкуренты перестали использовать марки с начала будущего года.

Рецептура плавленых сыров "Дружба" и "Янтарь" разрабатывалась специалистами угличского ВНИИ маслоделия и сыроделия в начале 60-х гг. При этом "Янтарь" задумывался в качестве альтернативы финской Viola. Документация на производство сыров передавалась позднее всем молочным предприятиям страны на безвозмездной основе.
Два года назад завод "Карат" запатентовал на свое имя товарные знаки "Янтарь" и "Дружба" и обратился с требованием к конкурентам прекратить выпускать сыры под этими марками с начала 2003 г.

По данным ВНИИМС, в прошлом году в России выпустили около 70 000 т плавленых сыров. 10 000 т сыров были выпущены под марками "Дружба" и "Янтарь".

С приближением января 2003 г. ведущие производители плавленых сыров начали готовиться к борьбе с конкурентом. Около 20 крупных сыроварен, в том числе воронежский завод "Янтарь", самарский "Новый Эдем" и московский "Ростагроэкспорт", обратились к разработчику рецептуры "Дружбы" и "Янтаря" с просьбой помочь отстоять свои права. По словам генерального директора угличского ВНИИМС Юрия Свириденко, институт и группа производителей наняли юридическую фирму "Ай Пи Про", чтобы аннулировать регистрации марок в пользу "Карата".

"Карат" запатентовал на себя товарные знаки сыров, которые мы разработали еще в советское время, и мы собираемся оспаривать это", - говорит Свириденко. Сыровары подготовили документы и собираются осенью опротестовывать регистрацию "Дружбы" и "Янтаря" в апелляционной палате "Роспатента".

По словам Павла Кубахова, представителя московской компании "Ростагроэкспорт", компания выкупила рецептуру на выпуск сыров у ВНИИМС, а если "Карат" будет настаивать на прекращении выпуска предприятием "Дружбы" и "Янтаря", фирме придется выпускать сыры под новыми товарными знаками.

Представитель "Карата", пожелавший не называть своего имени в печати, сообщил, что планы конкурентов компанию не беспокоят. По его словам, компания планирует начать переговоры о предоставлении лицензий на выпуск сыров "Дружба" и "Янтарь" другим производителям.

Независимые эксперты не берутся предугадывать исход дела. "Если бы арбитражные суды России были предсказуемы, то исход сложился бы не в пользу "Карата", - говорит Владимир Шитиков, представитель компании Baker & McKenzie. В свою очередь представитель "Ай Пи Про" заявил "Ведомостям", что юристы компании намерены до обращения в "Роспатент" предпринять попытку урегулирования отношений с "Каратом" путем переговоров.

Источник: Ведомости