27.08.2002

Московское метро: чужие здесь не ходят

Конкурс на рекламу в подземке обернулся скандалом

Метро в Москве до недавнего времени официально получало раз в 10 меньше денег от рекламы, чем могло бы, если исходить из рыночных оценок. Такое положение, видимо, устраивает московские власти и власти метрополитена - в пятницу конкурс на размещение рекламы в метро выиграли близкие самому метрополитену структуры, а другие претенденты на лакомый кусок окрестили это мероприятие "фарсом с заведомо известным результатом".

Размещением рекламы в метро до недавнего времени занималась компания "Метрос Медиа". Ее основным учредителем (58% акций) является Государственное унитарное предприятие (ГУП) "Московский метрополитен", однако в действительности всю деятельность "Метрос Медиа" контролировали представители армянской диаспоры. Но после того как в конце марта руководителя "Метрос Медиа" Александра Бабаяна суд приговорил к семи годам лишения свободы за вымогательство и хищения, столичное правительство впервые объявило о планах провести тендер по продаже прав на размещение рекламы в московской подземке.

По официальной версии, мотивом для конкурса послужило недовольство мэра Москвы Юрия Лужкова работой "Метрос Медиа" как рекламораспространителя. На одном из совещаний московского правительства он сказал, что доходы от рекламы могли бы быть намного выше.
Возможно, к такому заключению его подтолкнуло письмо генерального директора одной из крупнейших компаний, работающей на рынке наружной рекламы, News Outdoor Russia Максима Ткачева, в котором он просил мэра отдать его компании эксклюзивные права на размещение рекламы в метро сроком на 7 лет за $45 млн (ежегодные отчисления метрополитену составили бы более $6 млн). Это намного больше, чем метро получало от "Метроса".
По официальным сообщениям руководства "Московского метрополитена", доход от рекламы в прошлом году составил около $2,7 млн, тогда как по оценкам исследовательской фирмы "ЭСПАР-Аналитик" рекламодатели потратили на рекламу под землей порядка $15 млн. Точных данных об обороте рекламы в метро нет. Независимым агентствам запрещали заниматься мониторингом размещения рекламы в метро. Метрополитен был и остается непрозрачным.

$20 миллионов за столичную подземку

Разработка документации о проведении тендера была поручена Управлению правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформлению города и параллельно акционеру "Метрос Медиа" - ГУП "Московский метрополитен". 21 мая московское правительство выпустило постановление о проведении конкурса на право размещения рекламы в Московском метрополитене.

Наиболее активным разработчиком проекта положения проведения конкурса было, как и следовало ожидать, руководство метрополитена. Свой вариант проведения конкурса разработало Управление по делам наружной рекламы, но, по словам Павла Шмидта, заместителя начальника управления, эта схема была отклонена. "Наш вариант предполагал выставить на конкурс весь объем метрорекламы в виде одного лота, - комментирует Павел Шмидт. - К тому же мы предлагали назначить реальную цену в пределах $6 млн в год.
Метрополитен же предлагал разбить линии на отдельные лоты - во-первых, а во-вторых, назначить общую сумму лотов, эквивалентную почти $20 млн. Эта цифра была основана на их собственных расчетах, которые они отказались представить. А поскольку метрополитен - это та организация, которая эти деньги и получит, то у комиссии никаких возможностей занизить эту стоимость не было".
В итоге Москомимущество, занимавшееся организацией тендера, приняло схему, предложенную самим метрополитеном. На конкурс были выставлены девять лотов, соответствующих линиям московского метро, а минимальный размер взноса по всем лотам составил $19,6 млн в год.

Назначенная стартовая цена стала неожиданностью для участников конкурса. Даже такие крупные компании, как News Outdoor и Clear Channel, имеющие за спиной солидную иностранную финансовую поддержку, посчитали ее завышенной в несколько раз. И несмотря на то что они в числе дюжины других компаний прошли предконкурсный квалификационный отбор, отказались от участия в тендере.

Судьи далекого Иркутска готовы рулить потоками метро

Проведение конкурса назначили на 23 августа. К назначенному сроку большинство конкурсантов сняли свои заявки. Из 15 претендентов, прошедших квалификационный отбор, до конкурса дошли только четыре компании - Коммуникационная группа "Максима", "ТВ-Проект", "Метрос Медиа" и ее давний партнер "Альмакор". Их представители и были приглашены на заседание комиссии к 11 часам, однако фактически конкурс начался только спустя три часа. Как позже стало известно, он вообще был под угрозой срыва. За закрытыми дверями в зале заседания все это время судебный исполнитель, ссылаясь на постановление Свердловского суда Иркутска, добивался отмены конкурса.

Дело в том, что некий житель Иркутска подал исковое заявление к московскому правительству в иркутский суд, суть требования которого судебный исполнитель озвучить отказался. Тем не менее суд вынес предписание запретить "до момента рассмотрения жалобы" проведение конкурса. Члены комиссии конкурс все же решили провести. "Гражданин предъявил иск правительству Москвы.
Департамент имущества является самостоятельным субъектом права, статус которого не тождествен статусу правительства Москвы. Следовательно, департамент не является должником по данному постановлению. Также постановление правительства не отменено, руководство Москвы указаний о прекращении проведения конкурса не давало, поэтому мы приняли решение продолжить конкурс", - пояснил заместитель руководителя Департамента имущества Москвы и председатель комиссии Юрий Мосунов.

И члены комиссии, и представители компаний, которые участвовали в тендере, были сдержанны в высказываниях относительно того, кому могла быть выгодна отмена. Руководитель одной из компаний, пожелавший остаться неназванным, сказал, что "зачинщика происшедшего нужно искать скорее всего среди тех, кто подавал заявки, но отказался участвовать в конкурсе". По мнению источника, это могли быть и News Outdoor, и Clear Channel, которые желали получить полный контроль над столичной подземкой.

Конкурс для своих

Что же касается самого конкурса, то в итоге без скандала не обошлось. Первоначально победителями стали три компании - "Максима", "Метрос Медиа" и "Альмакор". "Метрос" за 86 млн и 145 млн руб. получил право размещать рекламу на Сокольнической и Калужско-Рижской линиях соответственно, а "Альмакор" за 125 млн руб. получил Кольцевую линию. "Максиме" же достались Таганско-Краснопресненская, Серпуховско-Тимирязевская и Замоскворецкая и Каховская в одном лоте. Однако ввиду того, что на эти линии претендовал еще только "Метрос" и он предложил цену ниже стартовой, комиссия приняла решение признать конкурс на эти лоты несостоявшимся.
Теперь эти лоты по условиям тендера наравне с Арбатско-Покровской, Калининской и Люблинской (в отношении которых конкурс также признан несостоявшимся) вновь выставят на торги, но уже на других условиях. Это решение было с недовольством воспринято руководством проигравшей компании. Генеральный директор коммуникационной группы "Максима" Олег Панов заявил: "Мы считаем, что вся процедура торгов была, по сути дела, фарсом с заведомо известным результатом.
Ни в какие ворота не лезет, чтобы они ("Метрос Медиа". - Ред.), внося известный залог, вдруг ошиблись с теми деньгами, которые они давали на те линии, где были с нами лицом к лицу. Мы хотим все торги признать недействительными. Мы будем подавать иск".

Если прошедший конкурс будет признан недействительным, то, возможно, конкурсной комиссии придется пересмотреть условия тендера. Однако размер взноса за право размещать рекламу на всех линиях метрополитена вряд ли изменится. Игорь Ермоленко, заместитель гендиректора "Метрополитена", до сих пор считает, что эта сумма обоснована экономическими подсчетами. К тому же сам факт участия компаний в тендере будет весомым аргументом в пользу "Метрополитена".


ВАЛЕНТИН АНОХИН
27.08.2002  Русский Фокус №28(65)